Книга - ключ к развитию ребенка
29.10.2024
«Книга – ключ к развитию ребёнка»
«Без
преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – прежде всего
воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда
откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается
совесть. » В. А. Сухомлинского.
Всем родителям хочется, чтобы
их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы
успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги.
Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и
педагогами стоит задача научить любить книгу. Из нашей статьи вы узнаете о
пользе чтения книг для детей и значении чтения в разном возрасте. Дети обожают,
когда им читают!
Дети
очень любят, когда им читают! Именно от родителей малыш слышит первые стихи и
сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма
большой вероятностью книга вскоре станет
лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:
• расширяет представление ребёнка о мире
• знакомит со всем, что окружает ребёнка:
природой, предметами и т. п.
• влияет на формирование предпочтений и
читательских вкусов ребёнка
• развивает мышление — как логическое, так и
образное
• расширяет словарный запас, память,
воображение и фантазия
• учит правильно составлять предложения.
Дети,
которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру
литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком
месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно.
Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.
«Читателями
на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух,
рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».
Обычно
дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое
значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное
чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод
воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно
находиться время, чтобы почитать детям.
Психологи
считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и
уверенны в себе.
Вот
что происходит в моменты совместного чтения:
1. Дети, которым часто читают, чувствуют
близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить,
нежели тем, кто лишён радости чтения.
2.
Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру.
Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации,
принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при
этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
3. При активном слушании ребёнок ярко
представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он
эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем,
преодолевает собственные страхи.
4. Слушая литературное произведение, ребёнок
наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать
хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей
здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут
произойти в реальной жизни.
«Семейное
чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».
Книга
формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания
Раннее
детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить
в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний
мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает
формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень
культуры.
Из
первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья,
а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие
фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых
представлена в доступных крохам формах.
Слушая
чтение или читая самостоятельно, ребёнок:
• знакомится с прошлым, настоящим и даже
возможным будущим мира
• учится размышлять, анализировать, творчески
подходить ко всему
• развивает речь, стремясь сделать её
правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
• воспитываются нравственные качества: сострадание,
милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
•
знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
• формирует позитивное отношение к жизни
• вырабатывает правильное восприятие природы,
бережливое отношение ко всему живому
• учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.
Читатель в ребёнке сформируется в том
случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на
мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге — ответ на вопрос,
который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей
разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или
слушают дети, адекватно их воспринимая.
Какая
литература интересна детям разного возраста
С
2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят
ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки,
считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, —
динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети
младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют
потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации,
мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.
Приучая
ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы
воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию.
Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента
прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать
самому, а поможет в этом книга.
Не
только от педагога зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом,
прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а
родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться,
то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.
Чтобы
воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:
1. Родители должны демонстрировать свой
положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте
писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте
прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
2. Запишите ребёнка в библиотеку.
Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе
книжки и журналы.
3. Посещайте книжные магазины. Соберите
дома интересную детскую библиотеку.
4. Заведите «Дневник читателя», где будет
отражено, сколько книг, каких и
В
какой период времени были они прочитаны.
5. Оборудуйте дома уголок для чтения:
удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
6. Приобретайте вдохновляющие книги,
красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
7. Читайте с детьми книги, по которым
поставлены фильмы, и наоборот.
8. Придумывайте досуг, связанный с
чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные
представления по произведениям.
9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми,
любящими читать.
10. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады,
ребусы, интересные логические задачки.
11. Побуждайте детей к чтению вслух,
тренируйте технику чтения, выразительность.
12. Обсуждайте с ребёнком прочитанное
произведение.
Хорошо, когда дома царит атмосфера
уважения к книге
«Совет.
Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая него супер результатов:
это может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его
заинтересовать».
Рекомендации
по приобретению детской литературы
Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое
влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»
Какие
же книги заинтересуют детей?
• Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги,
«проверенные временем», те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно
зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности.
Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это
значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые
подойдут для чтения вашим детям.
• Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние
она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
• Дошколятам выбирайте иллюстрированные,
тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире,
взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
• Школьников заинтересует историческая и
военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения,
путешествия и пр.
• Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения
детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро,
справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и
счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать
прочитанное произведение, анализировать и делать выводы. Чтение должно
развивать ум и душу ребёнка.
Роль
чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное
влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление,
эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое
развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного
нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература
знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью,
природой, развивая социальный опыт.
Помните,
что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.
Литература:
Гурович
М. М. Ребенок и книга / М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.
Штейман
А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. –
1-15 окт. (№19). – С. 32-34.
Романова
Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н.
«Роль
книги и чтения в жизни детей» [Текст] // Педагогическое мастерство:
материалы V Международной. науч.
конференции. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).
—
М.: Буки-Веди, 2014. — С. 187-190.
Синицына
Е. И. Умные сказки / Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 29.10.2024