Книга - ключ к развитию ребенка

29.10.2024

«Книга – ключ к развитию ребёнка»

 

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. »  В. А. Сухомлинского.

                Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу. Из нашей статьи вы узнаете о пользе чтения книг для детей и значении чтения в разном возрасте. Дети обожают, когда им читают!

Дети очень любят, когда им читают! Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью  книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

•  расширяет представление ребёнка о мире

•  знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.

•  влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка

•  развивает мышление — как логическое, так и образное

•  расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия

•  учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

«Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

1.  Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

3.  При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

4.  Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».

Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:

•  знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира

•  учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему

•  развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной

•  воспитываются  нравственные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость

• знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту

•  формирует позитивное отношение к жизни

•  вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому

•  учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

   Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге — ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети, адекватно их воспринимая.

Какая литература интересна детям разного возраста

С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от педагога зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.Хочу такой сайт

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

1.         Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.

2.         Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.

3.         Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.

4.         Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и

В какой  период времени  были они прочитаны.

5.         Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.

6.         Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.

7.         Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

8.         Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.

9.         Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.

10.       Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.

11.       Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.

12.       Обсуждайте с ребёнком прочитанное произведение.

     Хорошо, когда дома царит атмосфера уважения к книге

«Совет. Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая него супер результатов: это может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его заинтересовать».

Рекомендации по приобретению детской литературы

      Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»

Какие же книги заинтересуют детей?

•  Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.

•  Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».

•  Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.

•  Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.

•  Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное произведение, анализировать и делать выводы. Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт.

Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Литература:

Гурович М. М. Ребенок и книга / М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.

Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. –

    1-15 окт. (№19). – С. 32-34.

Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н.

«Роль книги и чтения в жизни детей» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы  V Международной. науч. конференции. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).

— М.: Буки-Веди,  2014. — С. 187-190.

Синицына Е. И. Умные сказки / Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.

Просмотров всего: , сегодня:

Книга - ключ к развитию ребенка.docx (скачать)

Дата создания: 29.10.2024

Дата обновления: 29.10.2024

Дата публикации: 29.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».