2
Содержание
1.
Общие положения…………………………………………………..……………... 3
2.
Целевой раздел…………………………………………………………..…………
5
2.1. Пояснительная записка………………………………………………………….…..…. 5
2.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………..…………..… 5
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО ………...…..… 5
2.2. Возрастные характеристики развития воспитанников 3-4 лет ………...………..….. 6
2.2.1. Индивидуальные особенности детей…...…………………………………..……..... 8
2.3. Планируемые результаты реализации программы к четырем годам…………….....
8
2.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов……………… 9
3.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 10
3.1. Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»……………... 10
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития……………………………………………………………………………………………. 10
3.1.2. Содержание образовательной деятельности……………………………………….. 10
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»..... 14
3.3. Интеграция с другими образовательными областями………………………………. 14
3.4. Система образовательной работы с воспитанниками в контексте реализуемых
программ и технологий…………………………………………………….………………. 15
3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы............ 17
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности по физической культуре 17
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы………...……….. 18
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 19
3.7. Способы и направления поддержки детской инициативы……………….…………. 19
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся…………………………………………………………………….…………………... 21
4.
Организационный раздел………………………………………………………… 24
4.1. Психолого-педагогические условия, реализации Программы……………………… 24
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…… 25
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………. 25
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала………………………… 25
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки……………………. 26
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………. 26
4.4. Построение образовательного процесса……………………………………………… 27
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности…....... 27
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре……….. 31
4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности………………………………... 31
4.5. Календарный план воспитательной работы………………………………………….. 32
3
1. Общие положения
Данная рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
дошкольного образования (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского
района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ) в соответствии с нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании
в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
• Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
№ 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Устав ГБДОУ детский сад №23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/upload/tsdou23spb_new/files/4a/4d/4a4dae2750298b2200bb7e
5d3a69b691.pdf
• Локальные акты ГБДОУ детского сада № 23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/sveden/document
Рабочая программа является нормативным документом, обеспечивающим построение в дошкольном учреждении целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей младшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, основывается на
4
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами. Рабочая программа
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во
ФГОС
ДО
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7
251c500a26cd/#dst100014)
В рабочей программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы. Рабочая программа реализуется в группе общеразвивающей направленности,
сроком на 1 год. Общеобразовательная программа реализуется на государственном
языке (русском) Российской Федерации.
2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.1.1. Цели и задачи программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
•
•
•
•
•
•
•
Задачи Программы:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного
образования;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
5
•
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
2.2 Возрастные характеристики развития воспитанников 3-4 лет
Особенности психического развития
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять
такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с
одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В
этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних
детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития
мелкой
моторики
имеет лепка.
Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые
предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.
В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
6
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Младшие дошкольники от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия
— переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм
предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого обучающиеся могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они
способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения воспитанников обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество
норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут
наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между воспитанниками возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение воспитанника в
группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых
ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.
Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений
самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом воспитанники в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Особенности физического развития.
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост
96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48
см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.
Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. В период 3—4 лет диаметр
мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.
Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению
своим телом.
7
Дыхательная система. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи,
носовые ходы) у ребенка значительно уже, чем у взрослых. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом
естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.
Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо
лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.
Центральная нервная система. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно
развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи,
с помощью которой ребенок обобщает и уточняет. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно
легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в
комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних
движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка
3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку
непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду
движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.
2.2.1 Индивидуальные особенности детей
Списочный состав воспитанников второй младшей группы № 1 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
Списочный состав воспитанников второй младшей группы № 8 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
8
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
•
•
•
•
2.3 Планируемые результаты реализации программы к четырем годам
Ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим
упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям
(бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет
ритмические упражнения под музыку;
ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье.
2.4 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание
и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год с 23.09.2024 по 06.10.2024 и
с 21.04.2025 по 04.05.2025.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников в спонтанной и специально организованной деятельности, свободных бесед с
детьми, анализа продуктов детской деятельности. Педагогическую диагностику проводят
воспитатели и специалисты ДОУ.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карту наблюдений детского
развития. Карты представлены в виде структурированных в таблицы диагностических
показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации
ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах к завершению ДДО, и содержанием образовательной деятельности по физическому развитию.
9
3. Содержательный раздел
•
•
•
•
•
3.1 Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности
в области физического развития
Обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики
(строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре;
развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал;
формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и
активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для
формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности;
закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя
полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни.
Виды движений
Ходьба
Бег
3.1.2. Содержание образовательной деятельности.
Задачи
Содержание образовательной деятельности
Основная гимнастика
Основные движения
Учить детей ходить свобод- ходьба в заданном направлении, нено, не шаркая ногами, не
большими группами, друг за другом
опуская головы, сохраняя
по ориентирам (по прямой, по кругу,
перекрестную координацию обходя предметы, врассыпную,
движений рук и ног.
«змейкой», с поворотом и сменой
направления); на носках; высоко поднимая колени, перешагивая предметы,
с остановкой по сигналу; парами друг
за другом, в разных направлениях; с
выполнением заданий (присесть,
встать, идти дальше); по наклонной
доске; в чередовании с бегом;
Учить детей бегать, не
бег группами и по одному за направнаталкиваясь, друг на друж- ляющим, врассыпную, со сменой темку, не шаркая ногами, не
па; по кругу, обегая предметы, между
опуская головы, с коордидвух или вдоль одной линии; со сменированными движениями
ной направления, с остановками, мел10
рук и ног.
Прыжки
Катание
Бросание
Ловля
Метание
Ползание
Лазанье
Упражнения
в равновесии
ким шагом, на носках; в чередовании
с ходьбой; убегание от ловящего,
ловля убегающего; бег в течение 5060 сек; быстрый бег 10-15 м; медленный бег 120- 150 м;
Учить энергично отталкипрыжки на двух и на одной ноге; на
ваться двумя ногами и праместе, продвигаясь вперед на 2-3 м;
вильно приземляться в
через линию, (вперед и, развернувпрыжках с высоты (в глуби- шись, в обратную сторону); в длину с
ну), на месте, с продвижени- места (не менее 40 см); через 2 линии
ем вперед; принимать пра(расстояние 25-30 см), из обруча в
вильное исходное положеобруч (плоский) по прямой; через 4-6
ние в прыжках в длину и
параллельных линий (расстояние 15высоту с места.
20 см); спрыгивание (высота 10-15
см), перепрыгивание через веревку
(высота 2-5 см);
Учить принимать правильпрокатывание двумя руками большоное исходное положение в
го мяча вокруг предмета, подталкивая
метании.
его сверху или сзади; скатывание мяЗакреплять умение энергич- ча по наклонной доске; катание мяча
но отталкивать мячи при ка- друг другу, сидя парами ноги врозь,
тании, бросании.
стоя на коленях; прокатывание мяча в
Продолжать учить ловить
воротца, под дугу, стоя парами; ходьмяч двумя руками одновреба вдоль скамейки, прокатывая по ней
менно.
мяч двумя и одной рукой; произвольное прокатывание обруча, ловля обруча, катящегося от педагога; бросание мешочка в горизонтальную цель
(корзину) двумя и одной рукой; подбрасывание мяча вверх и ловля его;
бросание мяча о землю и ловля его;
бросание и ловля мяча в парах; бросание, одной рукой мяча в обруч,
расположенный на уровне глаз ребёнка, с расстояния 1,5 м; метание вдаль;
перебрасывание мяча через сетку;
Обучать хвату за переклади- ползание на четвереньках на расстояну во время лазания по гим- ние 4-5-6 м до кегли (взять её, встать,
настической стенке. Закреп- выпрямиться, поднять двумя руками
лять умение ползать разнынад головой); по гимнастической сками способами, подлезать,
мейке, за катящимся мячом; прополпролезать и перелезать через зание на четвереньках под 3-4 дугами
бревно (скамейку).
(высота 50 см, расстояние 1 м); ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни по доске; влезание на
лесенку-стремянку или гимнастическую стенку произвольным способом
(не пропуская реек) и спуск с нее;
подлезание под дугу, не касаясь руками пола
Учить сохранять правильходьба по прямой и извилистой доную осанку в положениях
рожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5
11
сидя, стоя, в движении, при
выполнении упражнений в
равновесии
Упражнения
для кистей
рук, развития
и укрепления
мышц плечевого пояса
Упражнения
для развития
и укрепления
мышц спины
и гибкости
позвоночника
Упражнения
для развития
и укрепления
мышц ног и
брюшного
пресса
Музыкальноритмические
упражнения,
разученные на
музыкальных
занятиях
Строевые
упражнения
м), обычным и приставным шагом; по
гимнастической скамье, по ребристой
доске, наклонной доске; перешагивая
рейки лестницы, лежащей на полу; по
шнуру, плоскому обучу, лежащему на
полу, приставным шагом; с выполнением заданий (присесть, встать и продолжить движение); на носках, с
остановкой.
Основная гимнастика
Общеразвивающие упражнения
Развивать и укреплять
поднимание и опускание прямых рук
мышцы рук и плечевого по- вперед, отведение их в стороны, вверх,
яса
на пояс, за спину (одновременно, поочередно); перекладывание предмета из
одной руки в другую; хлопки над головой и перед собой; махи руками;
упражнения для кистей рук
Развивать и укреплять
потягивание, приседание, обхватив румышцы туловища, развивать ками колени; наклоны вперед и в стогибкость позвоночника
роны; сгибание и разгибание ног из положения сидя; поднимание и опускание
ног из положения лежа; повороты со
спины на живот и обратно;
Развивать и укреплять
: поднимание и опускание ног, согнутых
мышцы ног и брюшного
в коленях; приседание с предметами,
пресса
поднимание на носки; выставление ноги
вперед, в сторону, назад;
Развивать чувство ритма,
воспитывать интерес, потребность в движениях под
музыку; развивать слуховое
внимание, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащать
слушательский и двигательный опыт, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкальноигровым образом
ритмичная ходьба и бег под музыку по
прямой и по кругу, держась за руки, на
носках, топающим шагом, вперед, приставным шагом; поочередное выставление ноги вперед, на пятку, притопывание, приседания «пружинки», кружение; имитационные движения - разнообразные упражнения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или
состояние (веселый котенок, хитрая лиса, шустрый зайчик и так далее).
Включаются в содержание физкультурных занятий, различные формы активного отдыха и подвижные игры
Основная гимнастика
Строевые упражнения
Приучать действовать совпостроение в колонну по одному, в шеместно, в общем, для всех
ренгу, в круг по ориентирам; перестротемпе. Учить строиться в
ение в колонну по два, врассыпную,
колонну по одному, шеренсмыкание и размыкание обычным шагу, круг, находить свое мегом, повороты направо и налево пере12
сто при построениях.
С бегом
С прыжками
С подлезанием
С бросанием
и ловлей
На ориентировку в пространстве
Катание на
санках
Ходьба на
лыжах
Катание на
трехколесном
самокате
Формирование основ
ступанием. Упражнения из разных исходных положений (стоя, ноги слегка
расставлены, ноги врозь, сидя, лежа на
спине, животе, с заданным положением
рук), с предметами (кубики двух цветов, флажки, кегли и другое).
Подвижные игры
Развивать психофизические
«Бегите ко мне!», «Птички и птенчикачества, ориентировку в
ки», «Мыши и кот», «Бегите к флажпространстве, координацию,
ку!», «Найди свой цвет», «Трамвай»,
равновесие, способность
«Поезд», «Лохматый пес», «Птички в
быстро реагировать на сигнал гнездышках».
«По ровненькой дорожке», «Поймай
комара», «Воробышки и кот», «С
кочки на кочку».
«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».
«Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги
предмет».
«Найди свое место», «Угадай, кто и
где кричит», «Найди, что спрятано».
Спортивные упражнения
Учить кататься на санках.
по прямой, перевозя игрушки или
Развивать равновесие, коор- друг друга, и самостоятельно с невыдинацию движений, ориенсокой горки
тировку в пространстве. Повышать сопротивляемость
организма к простудным заболеваниям. Воспитывать
волевые качества, самостоятельность.
Учить надевать и снимать
по прямой, ровной лыжне ступающим
лыжи, ставить их на место,
и скользящим шагом, с поворотами
ходить на лыжах. Повышать переступанием
работоспособность и выносливость организма. Формировать навык правильной
осанки. Развивать ориентировку в пространстве, координацию движения.
Учить кататься на самокате. по прямой, по кругу, с поворотами
Развивать равновесие, коор- направо, налево.
динацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитывать волевые качества, самостоятельность.
Формирование основ здорового образа жизни
Укреплять здоровье детей
поддерживать стремление ребёнка сасредствами физического
мостоятельно ухаживать за собой, со13
здорового образа жизни
Досуги
Праздники
Дни здоровья
•
•
•
•
•
воспитания, создавать
условия для формирования
правильной осанки, способствовать усвоению правил
безопасного поведения в
двигательной деятельности;
закреплять культурногигиенические навыки и
навыки самообслуживания,
формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни.
Активный
Формировать интерес и положительное отношение к
занятиям физической культурой и активному отдыху,
воспитывать самостоятельность
блюдать порядок и чистоту, ухаживать
за своими вещами и игрушками; формировать первичные представления о
роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминать о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не
толкать товарища, не нарушать правила).
отдых
Содержание составляют подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы,
аттракционы, хороводы, игры с пением,
музыкально-ритмические упражнения,
импровизацию, танцевальные упражнения, творческие задания.
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,
что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам
и правилам;
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития;
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом
образе жизни.
3.3. Интеграция с другими образовательными областями
«Познавательное развитие»
Развитие интереса у детей к физической культуре и спорту.
Развивать личную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и
навыками сохранения собственного здоровья.
Формирование первичных представлений о спортивных объектах (спортивный зал
детского сада и площадка), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форма мяча, материал, размер и т.д.):
упражнения на ориентировку в пространстве;
подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (например,
имитация поведения животных и т.д.);
построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования);
14
просмотр и обсуждение познавательных книг, мультфильмов о спорте, о здоровом образе жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование соответствующих форм поведения, на основании собственного опыта,
вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для конкретных условий:
создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств;
побуждение детей к самооценке;
проведение подвижных игр.
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и, при выполнении
основных движений, при пользовании спортивным инвентарем:
проведение инструктажа на тему «обеспечение безопасности при использовании
спортивного оборудования», «правила поведения в спортивном зале» и т.д.
тематические досуги по правилам: дорожного движения, поведения в природе и т.д.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Приучать детей
самостоятельно поддерживать порядок в спортивном зале и площадке:
участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;
самообслуживание.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми на тему «физическая культура и
спорт», активизация словарного запаса за счет спортивной терминологии:
проговаривание действий и название упражнений;
поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;
восприятие литературных произведений с последующим обсуждением;
подвижные (народные) игры с речевым сопровождением;
тематические (по сказкам) занятия.
«Художественно-эстетическое развитие»
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления
содержания в области «физическая культура»:
оформление площадки и спортивного зала к праздникам и совместной деятельности;
использование в подвижных играх и упражнениях, изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, султанчики, мишени и т.д.);
построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования).
Использование художественных произведений для обогащения содержания области
«физическая культура»:
игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
восприятие литературных произведений с последующим обсуждением на тему «физическая культура и спорт».
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Удовлетворение
потребности в самовыражении:
использование упражнений ритмопластики;
выполнение общеразвивающих движений, основных движений под музыку;
использование музыкально-подвижных игр;
построение занятия на танцевальном материале;
прослушивание песен о спорте.
Развитие эстетических чувств детей:
привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида на занятиях физическими упражнениями (спортивная форма).
15
3.4.Система образовательной работы с воспитанниками в контексте
реализуемых программ и технологий
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является осуществление деятельности по физическому развитию детей. Образовательная область «Физическое развитие» дополнена следующими программами и технологиями:
направление «Физическая культура»
Название программы, технологии:
«Физическая культура – дошкольникам» (2001) Автор – Л.Д. Глазырина Цель программы,
технологии:
Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка
во все периоды дошкольного возраста.
Задачи:
Оздоровительного направления – обеспечение качественной работы дошкольных
учреждений по укреплению здоровья детей.
Воспитательного направления – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей.
Образовательного направления – обеспечение усвоения систематизированных знаний,
формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Характеристика программы, технологии:
Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного
возраста с помощью нетрадиционных методов обучения. Система занятий ориентирована
на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.
Используемый раздел программы:
I квартал
II квартал
«Если у дождика ножки»
«Первый снег» №33
№1
«Ледовая лужица» №35
«Песок в ладошках» №2
«Познакомимся с инеем»
«За бумажными змеями» №6 №37
«Осенние листочки» №5
«Летающие тарелочки» №45
«По линиям, по линиям»
«В гостях у Деда Мороза»
№13
№49
«По прутикам, по веревоч«Страдания зайкикам» №14
поскакайки» №50
«Мой любимый, звонкий
«Маленькие работники»
мяч» №16
№53
«Необыкновенный мяч»
«Маленькие снежки» №56
№19
«Снеговичок» №55
«Листочки собираем, за ве«Кого хочешь покатаю»
терком наблюдаем» №22
№58
«Ну-ну» №24
«Снеговые лопаточки» №66
«У рябины, у рябины» №27
«На собственных ножках»
«Поздняя осень» №31
№65
«Зимние забавушки» №71
III квартал:
«Хрустящие дорожки» №75
«Весенние лужицы» №82
«Длинные прутики» №84
«Ленточка-птичка» №86
«Живые ручейки» №90
«Разноцветные шары» №94
«Маленькие мы и большие
мячи» №95
«Песочные горочки» №98
«Майские лужицы» №100
«Кто дальше прыгнет»
№102
«Чей мячик дальше может
летать» №103
«Разноцветные мелки рисовать к нам пришли» №105
«Навстречу с мячом» №113
Направление «Здоровье»
Название программы, технологии: «Здоровье» (1993) В.Г. Алямовская
Цель программы, технологии:
16
Комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства Задачи:
укрепление здоровья детей
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности.
создание условий для реализации потребности в ДА
Характеристика программы, технологии:
Целевая программа, рассчитана на все возрастные группы. Направлена на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и
вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа. Предполагает самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания.
Используемый раздел программы:
Организация двигательной деятельности (режим двигательной активности) - Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
Методики проведения закаливающих процедур:
босохождение
питьевой режим
полоскание полости рта после еды
сон без маек
игровые дорожки
тепловой режим в группе
рекомендации к одежде
3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагоги определяются в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности
по физической культуре
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Гимнастика: утренняя, после сна, дыхательная, на формирование навыка правильной
осанки и профилактики плоскостопия, ритмопластика, пальчиковая, для глаз
Физкультминутки
Подвижные игры и игровые упражнения, организуемые в помещении и на улице
Спортивные упражнения: катание на санках, самокате
Досуги, организуемые в помещении и на участке
Восприятие литературных произведений на тему «Спорт», «Здоровье»
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Спорт» и «Здоровый образ жизни» в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях
Настольно печатные игры и игры-задания на тему «Спорт»: лото «Спорт» (разные варианты), разрезные картинки, рамки-вкладыши, складные кубики-картинки
Организованная образовательная деятельность:
Игровая (на основе подвижных игр)
Сюжетно-игровая
На танцевальном материале
С использованием нестандартного оборудования
Тематическая
Проектная деятельность тематического характера
17
Самостоятельная деятельность детей:
Разнообразная двигательная деятельность (самостоятельные подвижные игры, игры
на свежем воздухе)
Совместная деятельность с семьей:
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
индивидуальные и групповые консультации
родительские собрания
оформление информационных стендов
организация фотовыставок
Совместная деятельность
привлечение родителей к подготовке атрибутов для упражнений, площадки и зала
для занятий
проведение совместных досугов, занятий
маршрутов выходного дня
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы
Наглядные
Создают зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий (рисунки, фото и др.), имитация (подражание), зрительные
ориентиры (предметы, разметка поля);
наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
Словесные
Помогают ставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывают содержание и структуру движения, активизируют мышление детей, способствуют осознанному выполнению
физических упражнений, активизации идеомоторных актов (перехода представлений о
движении мышц в реальное выполнение этого движения):
объяснения, пояснения, указания;
подача команд, распоряжений, сигналов;
вопросы к детям;
образный сюжетный рассказ, беседа;
словесная инструкция;
Практические
Обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия,
моторные ощущения:
повторение упражнений без изменения и с изменениями;
проведение упражнений в игровой форме;
проведение упражнений в соревновательной форме.
Специфические методы физического воспитания относятся:
методы строго регламентированного упражнения
игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме)
Средства, используемые для реализации Программы
Основное средство – физические упражнения
Оздоровительные силы природной среды (солнце, воздух, вода);
Гигиенические факторы
18
Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только
от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей.
Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы учитываются субъектные
проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение
к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание
заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы,
адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и
интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога
и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, выбираются один или несколько вариантов совместной деятельности:
совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в
роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога.
При организации двигательной деятельности, учитывается опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности. Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
3.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребёнка исследовать, играть, танцевать, ориентируясь на собственные ин19
тересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия
ребёнка ДОУ как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного
самоощущения.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности.
Для поддержки детской инициативы учитываются следующие условия:
• уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
• организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
• расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития
детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
• поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в
ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
• создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и
желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
• поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать
внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело
до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
• внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае
необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась
обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном
случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижения каждого ребёнка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
В возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об
интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы. Важно поддержать данное стремление ребёнка, поощрять познавательную активность
детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребёнка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их
свойства и качества. Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, поощрять и
поддерживать их познавательную активность, создавать ситуации, побуждающие ребёнка
самостоятельно искать решения возникающих проблем, осуществлять деятельностные
пробы. При проектировании режима дня педагог уделяет особое внимание организации
вариативных активностей детей, чтобы ребёнок получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому
подобное), в двигательной деятельности.
Для поддержки детской инициативы педагог использует ряд способов и приемов.
20
•
•
•
•
•
Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи,
важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение.
У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных
задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей,
связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а
также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от
успешных самостоятельных, инициативных действий.
Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания:
поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой
замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности
у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку
инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности.
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Цель взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
• информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации,
о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
• просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития
и образования детей;
• способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
• построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Взаимодействия с родителями (законными представителями) строится на следующих
принципах: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка 2) открытость 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) 4) индивидуально-дифференцированный под21
ход к каждой семье 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями).
Взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
• диагностико-аналитическое направление
• просветительское направление
• консультационное направление
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Месяц
Организация работы с родителями на учебный год
Направление работы
Просветительская работа
Вовлечение родителей в педагогический процесс
Выступления на родительском собрании,
консультации:
Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ (на общем собрании).
«Особенности физического развития
детей» «Физиологические механизмы оздоровительного воздействия
занятий физическими упражнениями на организм ребенка»
«Особенности психомоторного
развития ребенка 3-4 лет»
Консультация на тему:
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
«Пути активизации двигательной
активности детей с учетом их индивидуальных особенностей» (индивидуально)
«Признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях
ребенка»
«Прогулка – незаменимое средство
в оздоровлении детей»
Консультация на тему:
Совместное занятие «Вместе с мамой
веселей»
«Здоровье детей в наших руках»
«Формирование навыка правильной осанки дома»
«Готовь сани летом»
Консультация на тему:
«Выходной день вместе с семьей –
это здорово»
«Зима, забавы, правила - веселье
должно быть безопасным»
«Надежная наша опора» (профилактика плоскостопия)
Консультация на тему:
Фотовыставка «Зимние забавы»
«Игры на снежной площадке»
Оказание помощи в благоустройстве
«Безопасная двигательная деятельспортивной площадки - субботник
ность дома
22
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Консультация на тему:
«Режим двигательной активности
дома»
«Развитие мелкой моторики дома»
Семинар-практикум на тему:
«Содержание детско-родительских
игр и парных физических упражнений»
Консультация на тему:
«Мы покупаем велосипед»
Консультация на тему:
«Безопасность дома»
«Ребенок на колесах: беговел, самокат, велосипед, ролики. Безопасность превыше всего!»
Индивидуальные консультации
Консультация на тему:
«Детская площадка на дачном
участке»
Консультация на тему:
«Безопасность на природе»
Советы родителям по обучению детей плаванию
«Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья
Участие родителей в спортивном развлечении посвященного Дню защитника
Отечества
Неделя открытых дверей
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки – субботник
Помощь в изготовление атрибутов для
проведения подвижных игр с экологическим содержанием
23
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Психолого-педагогические условия, реализации Программы
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
• признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он
есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие
ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ДОУ, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования
(опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм
и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться);
• учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям
детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной
среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в
которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств
и прочее;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
• совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
• психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
• вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
• формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
• непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОУ, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского
и профессионального сообществ;
24
•
•
•
•
взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;
предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.
4.2 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
РППС ДОУ создано как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
РППС соответствует: требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОУ;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
4.3 Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала
название
количество(шт.)
стандартное
гимнастические скамейки
6
гимнастическая стенка
4
наклонная доска
3
наклонная лестница
3
канаты
2
мишени напольные вертикальные
2
мишени навесные
1
веревка (2 х 2,5м)
2
«воротики» (h 32-4шт, h 60-4 шт)
7
флажки цветные
30
кегли
24
обручи пластмассовые о 50 см
30
обручи пластмассовые о 70 см
20
обручи пластмассовые о 90 см
6
ленточки 50см на кольце
50
ленточки короткие
25
кубики мягкие
15
гимнастические палки деревянные
19
гимнастические палки пластмассовые
12
мячи резиновые о 20см
24
25
мячи резиновые о 12см
мячи резиновые о 8см (н-40, с-16)
мячи пластмассовые
ориентиры
коврики для выполнения упражнения
магнитофон
СD-диски
тренажеры
Информационно-тренажерная система Тиса
Беговая дорожка
Силовой
Степ
Велотренажер
нестандартное
мячи массажные
мячи «мякиши» о 20см
мячи «мякиши» о 8см
ориентиры «кочки»
ориентиры «листики»
22
20
100
12
26
1
фонотека
1
1
1
1
1
20
10
20
16
20
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки
название
количество(шт.)
гимнастическое бревно
1
мишень вертикальная
1
спортивный комплекс
2
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение по направлению «Физическая культура»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое
пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор- составитель
Степаненкова Э.Я. – М.: Мозайка-Синтез
Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. – М.: МозайкаСинтез,2014
Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 3-4
лет. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
Парциальные
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей
программы
Токаева Т.Э. «Будь здоров, дошкольник» (2016)
Технологии и
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина
методические
Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1981.
пособия
М.Н. Попова
Навстречу друг другу. СПб.: ЛОИРО, 2001.
Л.В. Лобынько
Игры-занятия для детей раннего возраста.- Минск: ИВЦ Минфина, 2011
Л.А. Соколова
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
26
Дидактические
игры
Наглядные пособия
О.Е. Белова
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по
программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.
Железнова CD-диски
Т.Э. Токаева Технология физического развития детей 3-4 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017
«Разрезные картинки»
«Соедини линией спортсмена и спортивный инвентарь»
Вкладыши
Лото «Спорт»
Хорошо-плохо
Раскраски
Подбор картинок
Энциклопедия
по направлению «Здоровье»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Парциальные
Алямовская В.Г.
программы
Программа «Здоровье»
Технологии и
И. Е. Аверина
методические
Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ
пособия
Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада:
методическое пособие.- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2015
Дидактические
Одень куклу
игры
Полезное, неполезное
Хорошо-плохо
Наглядный маПлакаты, презентации, энциклопедии
териал
4.4. Построение образовательного процесса
В целях обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач на
необходимом и достаточном материале с учетом интеграции образовательных областей
образовательный процесс с детьми 3-7 лет строится на комплексно-тематическом принципе. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает
большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и
избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Каждой теме уделяется одна неделя. Тема отражается в подборе упражнений, игр и
наглядного материала, оформлении зала, тематике досуговой деятельности в области физической культуры.
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Календарно-тематический план для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год:
27
неделя
месяц
сентябрь
октябрь
тема
1
Детский сад
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада
2
Мальчики и девочки. Моя
семья
3
Игрушки.
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела (части тела). Развивать представление о
своем внешнем облике. Формировать представления
о гендерных различиях
Развитие ручной умелости через ОРУ с игрушками,
формирование умения называть свойства предметов
4
Одежда. Педагогическая
диагностика
1
Посуда. Педагогическая
диагностика
2
Золотая осень
3
Овощи и фрукты
4
Дикие животные.
Домашние животные.
1
Мой дом
2
Мой район
3
Транспорт. Неделя безопасности по ПДД
4
Покормите птиц зимой
1
Зимушка – Зима
декаб
рь
ноябрь
задачи
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Через подвижные игры расширять представления о
многообразии кухонной утвари
Расширение представлений детей об осени через
проведение подвижных игр на прогулке с использованием природного материала.
Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Знакомство с некоторыми особенностями поведения
лесных зверей и птиц осенью, через имитационные
и подражательные игры, воспитание бережного отношения к природе
Расширение знаний детей о домашних животных
через имитационные и подражательные игры
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Знакомить с оборудованием и
оформлением спортивного зала. Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать первичные представления о строениях, улицах, дорогах, тропинках, газонах, скверах и
т.п. Познакомить детей с правилами безопасности
по дороге в детский сад
Формировать первичные представления о машинах,
улицах, дороге. Познакомить с элементарными правилами дорожного движения, с некоторыми видами
транспорта.
Формировать представление о птицах, их повадках,
зависимости от человека в зимнее время.
Познакомить воспитанников с зимними упражнениями: катание на санках, лыжах.
28
2
Скоро – скоро Новый Год!
3
Новогодние сюрпризы
4.
3
Чудеса, фокусы, эксперименты
Ярмарка фольклора.
Народные подвижные игры
Зоопарк
4
Зимние забавы
5
Профессии
1
Мир вокруг нас (бытовое
окружение)
2
Русские народные сказки
3
Защитники Отечества.
4
«При солнышке – тепло,
при матушке – добро».
Масляная неделя
1
Очень – очень я люблю
маму милую мою
2
Весна пришла!
3
Растения
4
Неделя сказок
1
Неделя здоровья
2
Космос
апрель
март
февраль
январь
2
Формирование эмоционально положительного отношения к празднику, желание активно участвовать
в их подготовке.
Продолжать знакомить воспитанников с зимними
играми и упражнениями
Развитие самостоятельности, творчества, формирование выразительности движений.
Расширять представления о многообразии народных
подвижных игр
Познакомить детей с животными и птицами через
проведение подвижных игр и подражательных
упражнений.
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
Рассказать детям о профессии инструктора по физической культуре.
Знакомить детей с возможностями использования
знакомых предметов в качестве нетрадиционного
спортивного инвентаря
Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
мальчиках стремление быть сильными), знакомить
детей с военными профессиями (моряк, солдат), с
военной техникой. Воспитывать любовь к Родине.
Знакомить детей с русскими народными обычаями
через народные подвижные игры
Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям. Расширение гендерных представлений (мужчины должны, уважительно относится к женщинам)
Расширение знаний детей о весенних изменениях в
природе через подвижные игры, игры с речевым сопровождением, тематические комплексы ору.
Формировать представления детей о растениях через проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Знакомить детей с устным народным творчеством
через народные подвижные игры с речевым сопровождением, выполнение физкультминуток под чтение потешек, занятия по сказкам
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать навыки здорового образа жизни. Учить основам безопасности жизнедеятельности через проведение подвижных игр и тематических занятий
Познакомить с естественным источником света –
солнцем.
29
3
4
5
1
май
2
3
4
июнь
1
2
3
4
1
июль
2
3
4
Животные и птицы весной Формировать представления детей о животных и
птицах через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
Насекомые
Формировать представления детей о насекомых через проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Я – человек!
Определить уровень физической подготовленности
Педагогическая диагнодетей.
стика
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела (части тела). Развивать представление о
своем внешнем облике. Формировать представления
о гендерных различиях
День Победы!
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
Педагогическая диагномальчиках стремление быть сильными).
стика
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Сады и парки моего райо- Формировать представление о значимости зеленых
на
насаждений для человека через проведение подвижных игр и имитационных упражнений
Жители водоемов.
Формировать представления детей о животном мире
водоемов через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
С Днем рождения, Петер- Напомнить детям название города, в котором они
бург!
живут.
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Формировать чувство общности,
значимости каждого ребенка для детского сада.
Неделя экологической
Через вовлечение детей в подвижные игры формибезопасности
ровать чувство общности, значимости каждого ребенка. Учить основам взаимодействия с природой
через проведение подвижных игр и тематических
занятий
Мы живем в России
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Лето!
Формирование обобщенных представлений о лете
как времени года, явлениях природы через подражательные и имитационные упражнения и игры
Солнце, воздух и вода –
Формировать потребность в соблюдении навыков
наши лучшие друзья!
гигиены и опрятности в повседневной жизни
Неделя безопасности.
Учить безопасному поведению в городе и на природе через проведение подвижных игр и тематических
занятий
Моя семья
Формировать представления о роли мужчины и
женщины в семье через подражательные и имитационные упражнения и игры
Удивительный мир насекоФормировать представления детей о насекомых чемых
рез проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
По морям, по волнам…..
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
30
август
5
Книжкина неделя
1
Лес наше богатство
2
Хочу все знать!
3
4
Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Формировать бережное отношение к природе через
проведение подвижных и имитационных игр
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела. Формировать потребность в занятиях
физическими упражнениями через проведение подвижных игр и физкультминуток
Мы в славном городе живем! Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Что нам лето подарило
Продолжать знакомить детей с многообразием игр и
развлечений на улице
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
ИТОГО
сентябрь
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Организованная образовательная деятельность по физической культуре осуществляется в
форме занятий 2 раза в неделю по 15 минут в зале, в теплое время года – на улице.
Учебный план организованной образовательной деятельности по физической культуре во
второй младшей группе на 2024-2025 учебный год представлен в таблице:
Количество занятий в год по месяцам
Итого
в год
Непосредственно- Кол-во
образовательная
часов в
деятельность
неделю
2
8
10
8
8
8
8
8
10
8
8
84
1
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4
42
3
15
15
12
12
9
12
15
12
15
12
126
Расписание занятий во второй младшей группе № 1 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
9.00-9.15
9.00-9.15
Расписание занятий во второй младшей группе № 8 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
9.00-9.15
9.00-9.15
ПТ
4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности
Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц в зале или на улице продолжительностью
15 минут. В 2024-2025 учебном году физкультурный досуг с детьми второй младшей
группы № 1 проводится в 1-й четверг месяца с 16.40 до 16.55; с детьми второй младшей
группы № 8 – в 1-й четверг месяца с 16.20 до 16.35
План досуговых мероприятий для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год:
Тема
Название досуга
Месяц
«Детский сад»
«Что у тети Кати есть в
сентябрь
31
«Посуда»
«Мой дом»
«Зимушка-Зима»
«Ярмарка фольклора.
Народные подвижные игры»
«Мир вокруг нас»
«Очень-очень я люблю маму
милую свою»
«Неделя здоровья»
«День Победы»
«Неделя экологической безопасности»
«Неделя безопасности»
«Лес – наше богатство»
спортивном зале»
«Федорино горе»
октябрь
«В доме дружно мы живем»
«В гости к елочке»
ноябрь
декабрь
«Маша и медведь»
январь
«В гости к бабушке Маняше»
«Я у мамы молодец»
февраль
«Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья»
«Ясно солнышко»
апрель
«В гости к лесовичку»
июнь
«Осторожно – пешеход»
«Ребятам о зверятах»
июль
август
март
май
4.5. Календарный план воспитательной работы
Физкультурно-массовая работа с детьми 3-4 лет проводится в целях пропаганды культуры
досуга среди детей, формирования навыков здорового образа жизни ребенка, социализации обучающихся, формирования образа детского сада как территории здоровья, а также
для решения задач физического воспитания.
мероприятие
сроки проместо проведения
ответственный
ведения
за проведение
«23 февраля. День защитника Отечества»
физкультурномузыкальный праздник
«Здравствуй, лето!»
фольклорный праздник
с 17 по 21
февраля
музыкальный зал дошкольного учреждения
муз руководитель,
инструктор фк,
воспитатели групп
1 июня
Площадка дошкольного
учреждения
«Спортивный калейдоскоп»
физкультурный праздник
24 июня
Площадка дошкольного
учреждения
муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп
муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп
32