Признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка
18.11.2025
ПРИЗНАКИ ПСИХОМОТОРНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВНЕШНИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ РЕБЕНКА
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «…состояние полного физического,
духовного и социального благополучия».
Психологическое здоровье формируется при
взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального
психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается
спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному
присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к
эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают
дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует
предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Всем родителям и специалистам,
работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить признаки
психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и
необходимость помощи такого рода детям:
- со
стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность,
напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы
напряжены или сжаты в кулаки);
- со
стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся
или как у манекена;
- со
стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой
интенсивности или психомоторная заторможенность; судороги
и патологические движения: подёргивания мимической мускулатуры и
конечностей, тремор (дрожание) подбородка, рук, стоп, спонтанные
вздрагивания
- со
стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно
гримасничанье или неподвижность лица;
- со
стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны
заикания;
- эмоционально-поведенческие
признаки - повышенная возбудимость и истощаемость: импульсивность,
гиперактивность, быстрая утомляемость, раздражительность; нарушения сна:
трудности с засыпанием, частые пробуждения, вздрагивания во сне; эмоциональная
неустойчивость: резкие перепады настроения, вспышки гнева, агрессии,
беспричинный плач; вегетативные реакции: покраснение кожи, потливость,
учащённое дыхание при возбуждении;
- изменения в поведении: навязчивые движения, стереотипные действия (например, раскачивание, перебирание пальцев), отказ от общения, замкнутость.
У каждого ребенка есть свои «сигналы опасности», которые врачи, психологи и другие специалисты называют симптомами. Часто родители видят в этих симптомах только зло, считают депрессию, раздражительность, нарушение речи, неврозы и другие детские «сигналы опасности» нежелательным явлением. В реальности эти сигналы работают на самих родителей (при желании и способности правильно их понять) и помогают сохранить здоровье ребенку, а иногда спасают ему жизнь.
-
Когда обращаться к специалисту
Родители должны насторожиться, если замечают устойчивые отклонения от возрастных норм в развитии ребёнка, особенно если симптомы мешают его обучению, общению или повседневной жизни. Поводом для обращения к неврологу, психиатру или психологу могут стать:
- отсутствие
ключевых двигательных навыков в соответствующие сроки;
- выраженные
нарушения мышечного тонуса;
- судороги
или патологические движения;
- стойкие
изменения в поведении и эмоциональном состоянии;
- проблемы
с концентрацией внимания и обучением.
Важно: ранняя диагностика и коррекция значительно повышают шансы на успешное преодоление проблем. Комплексный подход может включать медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры, занятия с логопедом и психологом.
Поэтому, если вы сами заметили у своего ребенка один или несколько этих сигналов, а возможно вам на данные проявления указали специалисты, работающие с вашим ребенком, не теряйте времени даром и обращайтесь к квалифицированному психологу, который обязательно поможет в решении проблемы.
- отсутствие
ключевых двигательных навыков в соответствующие сроки;
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 18.11.2025