ds23.kalin.gov.spb.ru

Рабочая программа воспитания 2024-2025 учебный год

Принята
Педагогическим советом
от 29.08.2024г.
Протокол № 1

С учетом мнения
Совета родителей
От 26.08.2024г.
Протокол № 5

Утверждена
Приказом заведующего
от 30.08.2024г. № 1/45
_________Мозгалина Н.И.

Мозгалина
Наталья
Ивановна

Подписано цифровой
подписью: Мозгалина
Наталья Ивановна
Дата: 2025.04.30
10:22:55 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 23 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург
2024

Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Образовательной
программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 23 Калининского района
Санкт-Петербурга (далее – Программа), разработана в соответствии с Федеральной
программой воспитания (п.29) раздела III «Содержательного раздела ФОП ДО, раскрывает
задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России).
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный, содержание которых представлено в таблице 11 цитированием
содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста
Федеральной рабочей программы воспитания ФОП ДО.
Таблица 11
ссылка ФОП ДО
№ п.п.
стр.
29.2.1.1
стр.174-175
Общая цель воспитания
личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание
условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей
российского общества, что предполагает:
1
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
29.2.1.2
стр.175
Общие задачи воспитания:
1
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
3
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4
осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей
29.2.2.
стр.1
Направление воспитания
75
29.2.2.1
стр.1
1
Патриотическое направление воспитания
75
Цель
Ценности:
содействовать формированию у ребенка Родина и природа лежат в основе
личностной позиции наследника традиций и патриотического
направления
культуры, защитника Отечества и творца воспитания. Чувство патриотизма
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

(созидателя), ответственного за будущее своей возникает у ребенка вследствие
страны
воспитания у него нравственных
качеств, интереса, чувства любви и
уважения к своей стране – России,
своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом
(гражданский
патриотизм),
ответственности,
ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося
сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
29.2.2.2.
стр.175
2
Духовно-нравственное направление воспитания
Цель
Ценности:
формирование способности к духовному жизнь, милосердие, добро
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному поведению
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
29.2.2.3.
стр.176
3
Социальное направление воспитания
Цель
Ценности:
формирование ценностного отношения детей к семья,
дружба,
человек
и
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, сотрудничество
умения находить общий язык с другими людьми
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором
проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских
общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство –
уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения
29.2.2.4.
стр.176
4
Познавательное направление воспитания

Цель
Ценности:
формирование ценности познания
познание
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребенка.
Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
стр.176
5
Физическое и оздоровительное направление 29.2.2.5.
воспитания
Цель
Ценности:
формирование ценностного отношения детей к жизнь и здоровье
здоровому
образу
жизни,
овладение
элементарными гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
29.2.2.6
стр.177
6
Трудовое направление воспитания
Цель
Ценность:
формирование ценностного отношения детей к труд
труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный
труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда.
Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
29.2.2.7
стр.177
7
Эстетическое направление воспитания
Цель
Ценности:
способствовать
становлению
у
ребенка культура, красота
ценностного отношения к красоте
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной
и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный
вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
29.2.3.1. стр.178
Целевые ориентиры воспитания детей
29.3.2.
стр.179
Целевые
Целевые ориентиры детей
Направление
ориентиры детей
Ценности
на этапе завершения
воспитания
раннего возраста (к
освоения программы
трем годам)
Патриотическое Родина,
Проявляющий
Любящий свою малую родину
природа
привязанность
к и имеющий представление о

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Социальное

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничест
во

Познавательное

Познание

близким
людям, своей стране – России,
бережное отношение испытывающий
чувство
к живому
привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Способный понять и Способный не оставаться
принять, что такое равнодушным к чужому горю,
«хорошо» и «плохо». проявлять
заботу.
Проявляющий
Самостоятельно
сочувствие, доброту. различающий
основные
отрицательные
и
положительные человеческие
качества, иногда прибегая к
помощи
взрослого
в
ситуациях
морального
выбора.
Различающий
основные
проявления добра и зла,
принимающий и уважающий
традиционные
ценности,
ценности семьи и общества,
правдивый,
искренний,
способный к сочувствию и
заботе, к нравственному
поступку.
Испытывающий
Владеющий
основами
чувство
речевой культуры.
удовольствия
в Дружелюбный
и
случае одобрения и доброжелательный, умеющий
чувство огорчения в слушать
и
слышать
случае неодобрения собеседника,
способный
со стороны взрослых. взаимодействовать
со
Проявляющий
взрослыми и сверстниками на
интерес к другим основе общих интересов и
детям и способный дел.
бесконфликтно
Проявляющий
играть рядом с ними. ответственность
за
свои
Проявляющий
действия
и
поведение;
позицию «Я сам!». принимающий и уважающий
Способный
к различия между людьми.
самостоятельным
(свободным)
активным действиям
в общении.
Проявляющий
Проявляющий
активность,
интерес
к самостоятельность,
окружающему миру. инициативу в познавательной,
Любознательный,
игровой, коммуникативной и
активный
в продуктивных
видах
поведении
и деятельности
и
в
деятельности
самообслуживании.
Любознательный,
наблюдательный,

Физическое и
оздоровительно
е

Здоровье,
жизнь

Трудовое

Труд

Понимающий
ценность жизни и
здоровья, владеющий
основными
способами
укрепления здоровья
физическая
культура,
закаливание,
утренняя
гимнастика, личная
гигиена, безопасное
поведение и другое;
стремящийся
к
сбережению
и
укреплению
собственного
здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям
и
подвижным играм,
стремление к личной
и командной победе,
нравственные
и
волевые качества
Поддерживающий
элементарный
порядок
в
окружающей
обстановке.
Стремящийся
помогать старшим в
доступных трудовых
действиях
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в
быту, в игровой и
других
видах
деятельности
(конструирование,

испытывающий потребность
в самовыражении, в том числе
творческом.
Обладающий
первичной
картиной мира на основе
традиционных ценностей
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья - занятия
физической
культурой,
закаливание,
утренняя
гимнастика,
соблюдение
личной
гигиены
и
безопасного поведения и
другое;
стремящийся
к
сбережению и укреплению
собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и
подвижным
играм,
стремление к личной и
командной
победе,
нравственные и волевые
качества
Демонстрирующий
потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о
некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда
в семье и в обществе на
основе уважения к людям
труда,
результатам
их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и
в
самостоятельной
деятельности.

лепка,
художественный
труд, детский дизайн
и другое).
Эстетическое
Культура и
Проявляющий
Способный воспринимать и
красота
эмоциональную
чувствовать прекрасное в
отзывчивость
на быту, природе, поступках,
красоту
в искусстве.
окружающем мире и Стремящийся к отображению
искусстве.
прекрасного в продуктивных
Способный
к видах деятельности.
творческой
деятельности
(изобразительной,
декоративнооформительской,
музыкальной,
словесно-речевой,
театрализованной и
другое).
29.3
стр.181
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание данного раздела рабочей программы воспитания представлено в части,
формируемой участниками образовательных отношений «Содержательного раздела»
Программы в соответствии с рекомендуемой структурой федеральной рабочей
программы воспитания ФОП ДО.
29.3.1
стр.181
Уклад ДОУ
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и образовательного
учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни образовательного учреждения.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками образовательного учреждения).
Основные характеристики уклада дошкольного образовательного учреждения:
 цель и смысл деятельности образовательного учреждения, его миссия;
 принципы жизни и воспитания образовательного учреждения;
 образ образовательного учреждения, его особенности, символика, внешний
имидж;
 отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам образовательного учреждения;
 ключевые правила образовательного учреждения;
 традиции и ритуалы, особые нормы этикета в образовательного учреждения;
 особенности РППС, отражающие образ и ценности образовательного учреждения;
 социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда
образовательного учреждения (учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности).
Матрица формирования уклада образовательного учреждения представлена в
таблице
29.3.2.
стр. 181
Воспитывающая среда ДОУ

Воспитывающая среда – это особая форма организации
образовательного процесса, раскрывающая ценности и смыслы,
заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает
совокупность различных условий.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными
и
социокультурными
ценностями,
образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются:
 условия для формирования эмоционально-ценностного
отношения ребенка к окружающему миру, другим людям,
себе;
 условия для обретения ребенком первичного опыта
деятельности и поступка в соответствии с традиционными
ценностями российского общества;
 условия
для
становления
самостоятельности,
инициативности и творческого взаимодействия в разных
детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
29.3.3
стр. 182
Общности дошкольного образовательного учреждения
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели
совместной деятельности
Профессиональное сообщество – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
образовательного учреждения, разделяющими ценности, которые заложены в основу
рабочей программы воспитания. Инструментом единства профессиональной общности
является рефлексия собственной профессиональной деятельности педагогов и
сотрудников.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников образовательного
учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
образовательном учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в
образовательном учреждении. Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми

особенностей ребенка позволит выявить и в дальнейшем создать условия, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность объединяет сотрудников образовательного учреждения,
взрослых членов семей и дошкольников. Для общности характерно содействие друг
другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность
в том или ином сообществе. Воспитатель формирует и развивает в детских
взаимоотношениях дух доброжелательности, стремление и умение помогать как
старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими
усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В
образовательном учреждении создаются условия для обеспечения возможности
взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность
ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом
для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
ссылка ФОП ДО
Задачи воспитания в образовательных областях
№ п.п.
стр.
29.3.4.
стр.182
Решение задач воспитания в рамках образовательной области 3)
стр.183
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа»,
«Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро»,
«Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает
решение задач нескольких направлений воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области 4)
стр.183
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и
«Природа».
Решение задач воспитания в рамках образовательной области 5)
стр.184
«Речевое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура», «Красота».

Решение задач воспитания в рамках образовательной области 6)
стр.184
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура»,
«Человек», «Природа».
Решение задач воспитания в рамках образовательной области 7)
стр.184
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Жизнь», «Здоровье».
Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести
направления воспитания и образовательные области.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.
стр.185
Формы совместной деятельности в образовательной 29.3.5
организации
Работа с родителями (законными представителями) строится на принципах
ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
дошкольного образовательного учреждения.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в учреждении в процессе воспитательной
работы:
 родительское собрание;
 педагогические лектории;
 родительские конференции;
 круглые столы;
 родительские клубы, клубы выходного дня;
 мастер-классы;
 иные формы взаимодействия
учтены в календарном учебном графике и календарном плане воспитательной работы.
Содержание проводимых событий фиксируются в проектных картах мероприятий и
хранятся в методической копилке Программы
События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или
иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества, в котором
педагогическая команда проектирует работу всего учреждения, каждой группы в целом,
с подгруппами детей, с каждым ребенком. Сюда относятся:
 проекты воспитательной направленности;
 праздники;
 общие дела;
 ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
 режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
 свободная игра;
 свободная деятельность детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Программы, в
рамках которой решаются конкретные задачи воспитания.

Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка. Основные формы организации совместной деятельности,
представленные в Программе, обеспечивают её воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное),
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный
контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала развивающей предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию
в воспитательном процессе:
 знаки и символы государства, региона, населенного пункта и образовательного
учреждения;
 компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится образовательное
учреждение;
 компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
 компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
 компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную
картину мира;
 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
 компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального
российского народа.
Всё пространство образовательной среды гармонично и эстетически привлекательно.

При выборе материалов и игрушек участники образовательных отношений
ориентируются на продукцию отечественных и территориальных производителей.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие
соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
 проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и
акций воспитательной направленности;
 реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и
педагогами с организациями-партнерами.
Современный образовательный ландшафт региона предоставляет новые
организационные условия реализуемых образовательным учреждением программ:
разнообразие социальных партнёров, новые механизмы сетевого взаимодействия. Это не
только обогащает содержание образования и воспитания, но создаёт возможности для
формирования моделей непрерывного развития всем участникам образовательных
отношений: детям нормативно развивающимся и детям с ограниченными возможностями
здоровья, педагогам и родителям.
29. стр. 188-189
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.
Содержание организационного раздела рабочей программы воспитания раскрывает
общие требования к условиям её реализации:
 кадровое обеспечение;
 нормативно-методическое обеспечение;
 требования к условиям работы с особыми категориями детей;
создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в
работе с особыми категориями детей.
Кадровое обеспечение
ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами полностью, в т. ч.
руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административнохозяйственными работниками. Квалификация работников ДОУ соответствует
квалификационным
характеристикам.
Реализация Программы осуществляется:
1) педагогическими работниками (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре) в течение всего времени пребывания
воспитанников в дошкольной организации.
2) учебно-вспомогательными работниками (помощник воспитателя).
Педагогические работники владеют основными компетенциями, необходимыми для
создания условий воспитания детей: обеспечивают эмоциональное благополучие,
поддерживают индивидуальность и инициативу детей, устанавливают правила
взаимодействия в разных ситуациях, обеспечивают построение зоны ближайшего
развития каждого ребёнка, взаимодействие с родителями (законными представителями)
по вопросам образования ребёнка и непрерывное вовлечение их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью
обеспечения оптимального развития личности ребенка. Методическая детализация
реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее
проектирования и организации.
Наименование
должности
(в соответствии со
штатным
расписанием
ДОУ)
Заведующий

Старший воспитатель

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
- создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать
воспитательную деятельность;
- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за
учебный год;
- планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год,
включая календарный план воспитательной работы на учебный год;
– регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
- контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется
через мониторинг качества организации воспитательной деятельности
в ДОУ).
- организация воспитательной деятельности в ДОУ;
- разработка необходимых для организации воспитательной
деятельности в ДОУ нормативных документов (положений,
инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов
и программ воспитательной работы и др.);
- анализ возможностей имеющихся структур для организации
воспитательной деятельности;
- планирование работы в организации воспитательной деятельности;
- организация практической работы в ДОУ в соответствии с
календарным планом воспитательной работы;
- проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в
ДОУ совместно с Педагогическим советом; - организация повышения
квалификации и профессиональной переподготовки педагогов для
совершенствования их психолого-педагогической и управленческой
компетентностей
– проведение анализа и контроля воспитательной деятельности,
распространение - передового опыта других образовательных
организаций;

Воспитатель
Инструктор по
физической
культуре
Музыкальный
руководитель

- обеспечивает занятие обучающихся творчеством, физической
культурой;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ;
– организация работы по формированию общей культуры будущего
школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
– внедрение в практику воспитательной деятельности научных
достижений, новых технологий образовательного процесса;
–организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых
районными, городскими и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности;
Помощники
- совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся
воспитателя
творчеством, трудовой деятельностью;
- участвует в организации работы по формированию общей культуры
будущего школьника;
Нормативно-методическое обеспечение.
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое
руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в
электронной форме на платформе институт воспитания.рф. В этом разделе могут быть
представлены решения на уровне ДОО организации по принятию, внесению изменений
в должностные инструкции педагогов по вопросам воспитательной деятельности,
ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного
процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому
обеспечению воспитательной деятельности. Представляются ссылки на локальные
нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей
программы воспитания.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия
(отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса
воспитания детей в ДОО должны лежать традиционные ценности российского общества.
Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью,
дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп
(воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и
другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми

образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с
особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности
ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и
образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности,
но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила
должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями; участие
семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.

Матрица формирования уклада образовательного учреждения
№
п/п

1

2

3

Шаг

Оформление

Деятельность участников образовательных отношений

Определить
ценностно-смысловое Устав ГБДОУ, правила трудового
наполнение
жизнедеятельности распорядка, правила внутреннего
образовательного учреждения.
распорядка обучающихся, локальные
акты
по
основным
вопросам
организации
и
осуществления
образовательной деятельности.
Отразить
сформулированное
ценностно-смысловое наполнение во
всех форматах жизнедеятельности
образовательного учреждения:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной
среды;
– организацию режима дня;
– разработку традиций и ритуалов;
– праздники и мероприятия.
Обеспечить
принятие
всеми
участниками
образовательных
отношений уклада ГБДОУ.

Образовательная
программа
дошкольного образования и (или)
адаптированная
образовательная
программа дошкольного образования,
рабочая программа воспитания

Квалификационные требования
должностям в соответствии
штатным расписанием.
Договор об образовании с
родителями (законными
представителями).
Договоры о сотрудничестве
организациями-партнёрами.

Администрация образовательного учреждения отвечает за
разработку нормативно-правовых актов.
Сотрудники учреждения, через работу Общего собрания
образовательного учреждения, Педагогического Совета
участвуют в обсуждении и принятии.
Родители (законные представители) высказывают своё
мотивированное мнение через работу в Совете родителей.
Педагогический коллектив разрабатывает и проектирует
образовательную программу дошкольного образования и
(или) адаптированную образовательную программу
дошкольного
образования,
рабочую
программу
воспитания.
Родители (законные представители) принимают участие в
проектировании части, формируемой участниками
образовательных отношений образовательной программы
дошкольного образования и (или) адаптированной
образовательной программы дошкольного образования,
рабочей программы воспитания.

к Педагогические кадры обеспечивают своевременное
с повышение квалификации или переподготовки по
необходимости; прохождение аттестации в соответствии
со сроками.
При поступлении в образовательное учреждение между
родителями (законными представителями) и ГБДОУ
заключается договор.
с Проектирование совместных проектов с организациямипартнёрами.

Календарный план воспитательной работы
2024-2025 учебный год
Направление
воспитания
Патриотическое
направление

Календарное
событие
4 ноября «День
народного единства»
Колядки
наступает в ночь
с 6 на 7 января, а
заканчивается
19 января
27 января
«День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады»
«День защитника
Отечества. 23
февраля»
Масленица

12 апреля
«День
космонавтики»
9 мая
«День Победы»

27 мая «День города
Санкт-Петербурга»

Социальное
направление

6 июня. Пушкинский
день России. День
русского языка
12 июня
«День России»
22 августа «День
Государственного
флага России»
1 сентября
«День знаний»

Мероприятие
Музыкальный досуг

Возраст
детей
5-7 лет

Дата
проведения
1 ноября
2024
09, 10
января
2025

«Лесные колядовщики»
музыкальное
фольклорное
развлечение

3-7 лет

Образовательный
проект
Торжественный концерт

5-7 лет

27 января
2025

Физкультурномузыкальный праздник

2-7 лет

Тематическая неделя

2-7 лет

Презентации, досуги,
беседы

3-7 лет

с 17 по 20
февраля
2025
с 24 февраля
по 2 марта
2025
12 апреля
2025

«Дню победы
посвящается»
Праздничный концерт,
проект
«С Днем рожденья,
Петербург!
игра по станциям
«Сказки А.С. Пушкина»
досуг

4-7 лет

7, 8 мая
2025

5-7 лет

27 мая 2025

5-7 лет

6 июня 2025

флешмоб

5-7 лет

флешмоб

4-7 лет

11 июня
2025
22 августа
2025

Музыкальнофизкультурное
развлечение

5-7 лет

2 сентября
2024

27 сентября
«День дошкольного
работника»
1 октября
«Международный
день пожилых
людей»
13 ноября
«День доброты»
17 ноября День
памяти жертв
дорожнотранспортных
происшествий
18 ноября «День
рождение Деда
Мороза»
24 ноября
«День Матери»
28 ноября
«День семейной
истории»
21 февраля
«Международный
день родного языка»
8 марта
«Международный
женский день»
30 апреля
«День пожарной
безопасности»
15 мая
Международный
день семьи
1 июня
«Международный
день защиты детей»
30 июля
«Международный
день дружбы»

Аудио поздравление

4-7 лет

27 сентября
2024

Мероприятия в группах
по выбору воспитателя

3-7 лет

1 октября
2024

Социальная акция

4-7 лет

Неделя дорожной
безопасности

2-7 лет

13 ноября
2024
с 18 по 24
ноября 2024

Выставка открыток,
поздравлений,
конкурсы, досуг
Досуговая деятельность
совместно с родителями
и детьми
Выставка

4-7 лет

18 ноября
2024

2-7 лет

24 ноября
2024

3-7 лет

28 ноября
2024

Конкурс чтецов
«Разукрасим мир
стихами»
Музыкальный праздник

4-7 лет

21 февраля
2024

2-7 лет

с 3 по 6
марта 2025

Квест
Беседы

5-7лет
2-5 лет

30 апреля
2025

Физкультурное
развлечение «Папа,
мама, я – спортивная
семья»
«Здравствуй лето!»
праздник

5-6 лет

15 мая
2025

2-7 лет

2 июня
2025

«Муравьишка ищет
друзей!»
музыкальный праздник
«С наилучшими
пожеланиями»
открытка для друга

3-5 лет

30 июля
2025

5-7 лет

Познавательное
направление

Физическое и
оздоровительное
направление

27 сентября
«День туризма»
17 сентября «День
работника леса»
4 октября
Всемирный день
животных
11 января
День заповедников и
национальных
парков
8 февраля День
российской науки
21 марта
«Международный
день кукольника»
1 апреля
Международный
день птиц
2 апреля
«Международный
день детской книги»
20 апреля
«День цирка»
5 июня
Всемирный день
охраны окружающей
среды
17 сентября
Всероссийский день
бега «Кросс наций»
8 октября
Всемирный день
зрения
15 октября –
Всемирный день
мытья рук
28 октября
Всероссийский день
гимнастики
1 декабря
Всероссийский день
хоккея
10 декабря
Всемирный день
футбола

Игра по станциям

5-7 лет

Экологическая акция
сбор макулатуры
«Ребята о зверятах!»
конкурс чтецов

2-7 лет

Создание альбомов
«Красная книга»

5-7 лет

11 января
2024

Беседы, тематические
занятия, исследования
Музыкальный досуг

5-7 лет

8 февраля
2025
21 марта
2025

Досуг, тематические
занятия

2-7 лет

1 апреля
2025

Выставка книжекмалышек

4-7 лет

2 апреля
2025

Конкурс фокусов

5-7 лет

Конкурс чтецов
«Люблю природу
русскую»

4-7 лет

18 апреля
2025
5 июня
2025

Кросс

4-7 лет

16 сентября
2024

Беседа «Мы стремимся
иметь здоровые глаза»

5-7 лет

8 октября
2024

Беседа
«Личная гигиена»

2-7 лет

15 октября
2024

Тематическое занятие,
беседы, презентации,
мастер-класс
Тематическое занятие,
конкурс «Кто больше?»

3-7 лет

28 октября
2024

3-7 лет

2 декабря
2024

Тематическое занятие,
беседы, презентации,
мастер-класс

4-7 лет

10 декабря
2024

4-7 лет

5-7 лет

27 сентября
2024
26 сентября
2024
4 октября
2024

11 февраля - День
зимних видов спорта
в России
9 февраля - Лыжня
России (второе
воскресенье февраля)

Физкультурный досуг

3-7 лет

6-7 февраля
2025

1 марта Всемирный
день иммунитета

Беседа «Я прививок не
боюсь»

5-7 лет

3 марта 2025

7 апреля Всемирному
дню здоровья

Профилактическая
акция «Будь здоров!»,
Тематическая неделя
«Летние Олимпийские
игры» физкультурный
досуг
Проект
«Мир профессий»

4-7 лет

7 апреля
2025
31.03-06.04
23 июня
2025

4-7 лет

сентябрьмай

Презентация
«Мамины помощники»
«Золотая осень» пейзаж
Выставка коллективных
работ
Выставка поделок из
природного материала

4-7 лет

24 ноября
2024
1 сентября
2024

«Зимние узоры»
Жанровая живопись
Выставка коллективных
работ
«Красавица весна»
Выставка коллективных
работ
Тематическая неделя
«Театральная неделя»

2-7 лет

Трудовое
направление

23 июня
Международный
Олимпийский день
Знакомство детей
с профессиями

Эстетическое
направление

24 ноября
«День Матери»
1 сентября
Смена времени года
«Золотая осень»

1 декабря
Смена времени года

1 марта
Смена времени года
27 марта
Всемирный день
театра
29 апреля
Международный
день танца
1 июня
Смена времени года
1 июня
Всемирный день
родителей

5-7 лет

2-7 лет

2-7 лет

с 10 по 11
октября
2024
1 декабря
2024

2-7 лет

1 марта 2025

3-7 лет

с 24 по 30
марта 2025

Тематическое
музыкальное занятие

4-7 лет

29 апреля
2025

«Цветы»
Выставка коллективных
работ
Семейный портрет
Выставка рисунков

2-7 лет

1 июня
2025

5- 7 лет

2 июня
2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».