ds23.kalin.gov.spb.ru

Рабочая программа инструктора по физической культуре на 2024-2025 учебный (первая младшая группа)

2

Содержание
1.
Общие положения…………………………………………………..……………... 3
2.
Целевой раздел…………………………………………………………..…………
5
2.1. Пояснительная записка………………………………………………………….…..…. 5
2.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………..…………..… 5
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО ………...…..… 5
2.2. Возрастные характеристики развития воспитанников 2-3 лет ………...………..….. 6
2.2.1. Индивидуальные особенности детей…...…………………………………..……..... 8
2.3. Планируемые результаты реализации программы к трем годам……………….....
8
2.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов……………… 8
3.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 10
3.1. Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»……………... 10
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития……………………………………………………………………………………………. 10
3.1.2. Содержание образовательной деятельности……………………………………….. 10
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»..... 13
3.3. Интеграция с другими образовательными областями………………………………. 13
3.4. Система образовательной работы с воспитанниками в контексте реализуемых
программ и технологий…………………………………………………….………………. 14
3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы............ 14
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности по физической культуре 15
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы………...……….. 15
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 16
3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся…………………………………………………………………….…………………... 17
4.
Организационный раздел………………………………………………………… 20
4.1. Психолого-педагогические условия, реализации Программы……………………… 20
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…… 21
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………. 21
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала………………………… 21
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки……………………. 22
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………. 22
4.4. Построение образовательного процесса……………………………………………… 23
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности…....... 24
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре……….. 27
4.5. Календарный план воспитательной работы………………………………………….. 27

3

1. Общие положения
Данная рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
дошкольного образования (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского
района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ) в соответствии с нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании
в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
• Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
№ 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Устав ГБДОУ детский сад №23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/upload/tsdou23spb_new/files/4a/4d/4a4dae2750298b2200bb7e
5d3a69b691.pdf
• Локальные акты ГБДОУ детского сада № 23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/sveden/document
Рабочая программа является нормативным документом, обеспечивающим построение в дошкольном учреждении целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие воспитанников в возрасте от 2 до 3 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей первой младшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, основывает4

ся на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами. Рабочая программа предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных
во ФГОС ДО
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce72
51c500a26cd/#dst100014)
В рабочей программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы. Рабочая программа реализуется в группе общеразвивающей направленности,
сроком на 1 год. Общеобразовательная программа реализуется на государственном
языке (русском) Российской Федерации.

5

2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.1.1. Цели и задачи программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
•
•

•
•
•
•
•
•

Задачи Программы:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного
образования;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.

•
•
•

2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
6

•
•
•
•
•
•
•

признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.

2.2 Возрастные характеристики развития воспитанников 2-3 лет
Особенности психического развития:
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются
восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, нагляднодейственное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая
выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего
собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети
продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные
просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только
инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь
достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже
способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов
по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

7

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается
в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления.
Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план
действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.
Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет.
Особенности физического развития:
На третьем году жизни темпы физического развития замедлены. Это естественно, так как
значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.
Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие
несколько месяцев назад.
Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас.
Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Работа сердца
находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, что приводит к постепенному уменьшению частоты пульса. Частота
сердцебиений снижается до 86—90.
Мышечная система у детей в этом возрасте формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. Кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество
солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются. Поэтому на занятиях
выполнять ору из разных исходных положений, исключить силовые упражнения и упражнения, связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание уделить развитию сводов стопы, так как она уплощена. Рекомендуется выполнять упражнения в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости, ребристой доске.
Дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована, поэтому дети дышат поверхностно, часто, неравномерно. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит
к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов.
Нормализуется частота, появляется грудно-брюшной, а затем и грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических
нагрузках.
При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу
третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

8

2.2.1 Индивидуальные особенности детей
Списочный состав воспитанников первой младшей группы № 4 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
Списочный состав воспитанников первой младшей группы № 5 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья









2.3 Планируемые результаты реализации программы к трем годам
У ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
Ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
тому подобное);
Ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им; играет рядом;
Ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
Ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;

2.4 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные марш9

руты освоения Программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание
и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год с 23.09.2024 по 06.10.2024 и
с 21.04.2025 по 04.05.2025.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников в спонтанной и специально организованной деятельности, свободных бесед с
детьми, анализа продуктов детской деятельности. Педагогическую диагностику проводят
воспитатели и специалисты ДОУ.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карту наблюдений детского
развития. Карты представлены в виде структурированных в таблицы диагностических
показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации
ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах к завершению ДДО, и содержанием образовательной деятельности по физическому развитию.

10

3. Содержательный раздел







3.1 Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности
в области физического развития
Обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба,
бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу
жизни.

Виды движений
Ходьба

Бег

Прыжки

Катание
Бросание
Ловля
Метание

3.1.2. Содержание образовательной деятельности.
Задачи
Содержание образовательной деятельности
Основная гимнастика
Основные движения
Учить ходить и бегать, не натал- ходьба стайкой за педагогом с перекиваясь друг на друга, с согла- шагиванием через линии, палки, кусованными, свободными движе- бы; на носках; с переходом на бег; на
ниями рук и ног.
месте, приставным шагом вперед, в
приучать действовать сообща, сторону, назад; с предметами в руке
придерживаясь определенного (флажок, платочек, ленточка и друнаправления передвижения с
гие); врассыпную и в заданном
опорой на зрительные ориенти- направлении; между предметами; по
ры, менять направление и харак-кругу по одному и парами, взявшись
тер движения во время ходьбы и за руки;
бега в соответствии с указанием бег стайкой за педагогом, в заданном
педагога.
направлении и в разных направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за катящимся
мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в течение 20-3040 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
Учить прыжкам на двух ногах прыжки на двух ногах на месте (10-15
на месте, с продвижением
раз); с продвижением вперед, через 1вперед, в длину с места, от2 параллельные линии (расстояние
талкиваясь двумя ногами.
10-20 см); в длину с места как можно
дальше, через 2 параллельные линии
(20-30 см); вверх, касаясь предмета,
находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
Учить действовать с мячом
скатывание мяча по наклонной доске;
(брать, держать, переносить, прокатывание мяча педагогу и друг
класть, бросать, катать)
другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50-100 см), под дугу, в во11

Ползание
Лазанье

Упражнения
в равновесии

Упражнения
для кистей
рук, развития
и укрепления
мышц плечевого пояса
Упражнения
для развития
и укрепления
мышц спины
и гибкости
позвоночника
Упражнения
для развития
и укрепления
мышц ног и
брюшного
пресса

ротца; остановка катящегося мяча;
передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
расстояния 100-125 см двумя и одной
рукой; перебрасывание мяча через
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
Учить ползать, лазать, проле- ползание на животе, на четвереньках
зать
до погремушки (флажка) 3-4 м (взяв
её, встать, выпрямиться), по доске,
лежащей на полу, по наклонной доске, приподнятой одним концом на 2030 см; по гимнастической скамейке;
проползание под дугой (30-40 см);
влезание на лесенку-стремянку и
спуск с нее произвольным способом;
Формировать умение сохраходьба по дорожке (ширина 20 см,
нять устойчивое положение
длина 2-3 м); по наклонной доске,
тела при выполнении упражприподнятой одним концом на 20 см;
нений
по гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота
10-15 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без помощи рук на скамейку,
удерживая равновесие с положением
рук в стороны; кружение на месте;
Основная гимнастика
Общеразвивающие упражнения
Развивать и укреплять
поднимание рук вперед, вверх, разведемышцы рук и плечевого по- ние в стороны, отведение-назад, за спияса
ну, сгибание И разгибание, выполнение
хлопков руками перед собой, над головой; махи руками вверх-вниз, впередназад;
Развивать и укреплять
повороты вправо-влево, с передачей
мышцы туловища, развивать предмета сидящему рядом ребёнку,
гибкость позвоночника
наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на спине;
Развивать и укреплять
сгибание и разгибание ног, держась за
мышцы ног и брюшного
опору, приседание, потягивание с подпресса
ниманием на носки и другое;

12

Музыкальноритмические
упражнения,
разученные на
музыкальных
занятиях,

Развивать интерес и потребность в движениях под музыку, развивать слуховое и зрительное внимание, двигательные качества

хлопки в ладоши под музыку, хлопки с
одновременным притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги
вперед-назад, кружение на носочках,
имитационные упражнения.
Включаются в содержание физкультурных занятий, различные формы активного отдыха и подвижные игры
Упражнения с Развивать мелкую и общую
упражнения с погремушками, платочпредметами
моторику, интерес и потребками, малыми обручами, кубиками,
ность в движениях
флажками И другое, в том числе, сидя
на стуле или на скамейке
Подвижные игры
С ходьбой и
Развивать и поддерживать у
«Догони мяч!», «По тропинке», «Через
бегом
детей желание играть в поручеек», «Кто тише?», «Пepeшагни чедвижные игры с простым сорез палку», «Догоните меня!», «Вородержанием, с текстом. Создабышки и автомобиль», «Солнышко и
вать условия для развития выдождик», «Птички летают», «Принеси
разительности движений в
предмет».
имитационных
упражнениях
и
С ползанием
«Доползи до погремушки», «Проползти
сюжетных играх, помогать са- в воротца», «Не переползай линию!»,
мостоятельно передавать про«Обезьянки».
С бросанием и стейшие действия некоторых
«Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови
персонажей
ловлей мяча
мяч», «Попади в воротца», «Бросай
точнее!».
С подпрыги«Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка
ванием
беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».
На ориенти«Где звенит?», «Найди флажок».
ровку в пространстве
Движение под Развивать интерес и потреб«Поезд», «Заинька», «Флажок»
музыку и пе- ность в движениях под музыку,
ние
развивать слуховое «Поезд»,
и зритель«Заинька», «Флажок».
ное внимание, двигательные
качества
Формирование основ здорового образа жизни
ФормироваФормировать у детей полезпоощрять умения замечать нарушения
ние основ
ные привычки и элементарправил гигиены, оценивать свой внешздорового об- ные культурно-гигиенические ний вид, приводить в порядок одежду;
раза жизни
навыки при приеме пищи,
поощрять положительное отношение к
уходе за собой (самостоязакаливающим и гигиеническим процетельно и правильно мыть рудурам, к занятиям физическими упражки перед едой, после прогулнениями.
ки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться
предметами личной гигиены);
формировать положительное отношение к закаливающим и гигиеническим
процедурам, выполнению
13

физических упражнений.

•
•
•
•
•

3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,
что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам
и правилам;
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития;
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом
образе жизни.
3.3. Интеграция с другими образовательными областями
«Познавательное развитие»
Развитие у детей интереса к физической культуре.
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма мяча, материал, размер и т.д.):
• упражнения на ориентировку в пространстве
• подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (например,
имитация поведения животных и т.д.)
• просмотр мультфильмов о спорте, о здоровом образе жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование соответствующих форм поведения, вырабатывающиеся у ребенка как
адекватные для конкретных условий, развитие нравственных качеств:
• проведение подвижных игр
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх, при выполнении основных движений, при работе со спортивным инвентарем:
• проведение инструктажа на тему «обеспечение безопасности при использовании
спортивного оборудования», «правила поведения в спортивном зале» и т.д.
• тематические досуги по правилам: дорожного движения, поведения в природе и т.д.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в физкультурном зале и площадке:
• участие детей в уборке физкультурного инвентаря и оборудования
• самообслуживание
«Речевое развитие»
Активизировать словарный запас за счет спортивной терминологии:
• проговаривание действий и название упражнений
• поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности
• подвижные (народные) игры с речевым сопровождением
• тематические (по сказкам) занятия
«Художественно-эстетическое развитие»
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления
содержания в области «физическая культура»:
• использование в подвижных играх и упражнениях, изготовленных родителями совместно с детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, султанчики)
14

• построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей
Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Физическая культура»:
• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок
• сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек
• восприятие литературных произведений
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти:
• использование упражнений ритмопластики
• выполнение общеразвивающих движений, основных движений под музыку
• использование музыкально-подвижных игр
• построение занятия на танцевальном материале
Развитие эстетических чувств детей:
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида на занятиях физическими упражнениями
3.4.Система образовательной работы с воспитанниками в контексте
реализуемых программ и технологий
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является осуществление деятельности
по физическому развитию детей. Образовательная область «Физическое развитие» дополнена следующими программами и технологиями:
Направление «Здоровье»
Название программы, технологии: «Здоровье» (1993) В.Г. Алямовская
Цель программы, технологии:
Комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства Задачи:
 укрепление здоровья детей
 воспитание потребности в здоровом образе жизни.
 развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности.
 создание условий для реализации потребности в ДА
Характеристика программы, технологии:
Целевая программа, рассчитана на все возрастные группы. Направлена на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и
вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа. Предполагает самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания.
Используемый раздел программы:
Организация двигательной деятельности (режим двигательной активности) - Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
Методики проведения закаливающих процедур:
 босохождение
 питьевой режим
 полоскание полости рта после еды
 сон без маек
 игровые дорожки
 тепловой режим в группе
 рекомендации к одежде
3.5 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагоги определяются в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
15

3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности
по физической культуре
Образовательная деятельность в режимных моментах:
 Гимнастика: утренняя, после сна, дыхательная, на воспитание навыка правильной
осанки и профилактики плоскостопия, ритмопластика, пальчиковая, для глаз
 Физкультминутки
 Подвижные игры и игровые упражнения, организуемые в помещении и на улице
 Восприятие литературных произведений на тему «Спорт», «Здоровье»
 Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Спорт» и «Здоровый образ жизни» в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях
 Настольно печатные игры и игры-задания на тему «Спорт»: лото «Спорт» (разные варианты), разрезные картинки, рамки-вкладыши, складные кубики-картинки
Организованная образовательная деятельность:
 Игровая (на основе подвижных игр)
 Сюжетно-игровая
 На танцевальном материале
 С использованием нестандартного оборудования
 Тематическая
Самостоятельная деятельность детей:
 Разнообразная двигательная деятельность (самостоятельные подвижные игры, игры
на свежем воздухе)
Совместная деятельность с семьей:
 Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
 индивидуальные и групповые консультации
 родительские собрания
 оформление информационных стендов
 организация фотовыставок
 Совместная деятельность
 привлечение родителей к подготовке атрибутов для упражнений, площадки и зала
для занятий
 проведение совместных досугов, занятий
 маршрутов выходного дня
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы
 Наглядные
Создают зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка:
 наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий (рисунки, фото и др.), имитация (подражание), зрительные
ориентиры (предметы, разметка поля);
 наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
 тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
 Словесные
Помогают ставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывают содержание и структуру движения, активизируют мышление детей, способствуют осознанному выполнению
физических упражнений, активизации идеомоторных актов (перехода представлений о
движении мышц в реальное выполнение этого движения):
 объяснения, пояснения, указания;
 подача команд, распоряжений, сигналов;
16

 вопросы к детям;
 образный сюжетный рассказ, беседа;
 словесная инструкция;
 Практические
Обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия,
моторные ощущения:
 повторение упражнений без изменения и с изменениями;
 проведение упражнений в игровой форме;
 проведение упражнений в соревновательной форме.




Средства, используемые для реализации Программы
Основное средство – физические упражнения
Оздоровительные силы природной среды (солнце, воздух, вода);
Гигиенические факторы

Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только
от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей.
Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы учитываются субъектные
проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение
к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание
заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы,
адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и
интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
3.6 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога
и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, выбираются один или несколько вариантов совместной деятельности:
• совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
• совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог –
равноправные партнеры;
• совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на
правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до
завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
• совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступа17

ет в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя
лидерские ресурсы самих детей;
• самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога.
При организации двигательной деятельности, учитывается опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности. Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
3.7 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Цель взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
• информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации,
о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
• просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития
и образования детей;
• способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
• построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Взаимодействия с родителями (законными представителями) строится на следующих
принципах: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка 2) открытость 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями).
Взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
• диагностико-аналитическое направление
• просветительское направление
• консультационное направление

18

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Организация работы с родителями на учебный год
Направление работы
Просветительская работа
Вовлечение родителей в педагогический процесс
Выступления на родительском собрании,
консультации:
 Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ (на общем собрании).
 «Особенности физического развития
детей» «Физиологические механизмы оздоровительного воздействия
занятий физическими упражнениями на организм ребенка»
 «Особенности психомоторного
развития ребенка 2-3 лет»
Консультация на тему:
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
 «Пути активизации двигательной
активности детей с учетом их индивидуальных особенностей» (индивидуально)
 «Признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях
ребенка»
 «Прогулка – незаменимое средство
в оздоровлении детей»
Консультация на тему:
 «Здоровье детей в наших руках»
 «Формирование навыка правильной осанки дома»
 «Готовь сани летом»
Консультация на тему:
 «Выходной день вместе с семьей –
это здорово»
 «Зима, забавы, правила - веселье
должно быть безопасным»
 «Надежная наша опора» (профилактика плоскостопия)
Консультация на тему:
 Фотовыставка «Зимние забавы»
 «Игры на снежной площадке»
 Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
 «Безопасная двигательная деятельность дома
Консультация на тему:
Участие родителей в спортивном развлечении посвященного Дню защитника
 «Режим двигательной активности
Отечества
дома»
 «Развитие мелкой моторики дома»

19

Март
Апрель
Май
Июнь

Семинар-практикум на тему:
 «Содержание детско-родительских
игр и парных физических упражнений»
Консультация на тему:
 «Мы покупаем велосипед»
Консультация на тему:
 «Безопасность дома»
 «Ребенок на колесах: беговел, самокат, велосипед, ролики. Безопасность превыше всего!»
Индивидуальные консультации
Консультация на тему:
 «Детская площадка на дачном
участке»
Консультация на тему:
 «Безопасность на природе»
 Советы родителям по обучению детей плаванию
 «Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья

 Неделя открытых дверей
 Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки – субботник

Помощь в изготовление атрибутов для
проведения подвижных игр с экологическим содержанием

20

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
• признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он
есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие
ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ДОУ, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования
(опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм
и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться);
• учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям
детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной
среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в
которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств
и прочее;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
• совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
• психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
• вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
• формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
• непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОУ, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского
и профессионального сообществ;
• взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
21

•
•
•

востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;
предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.

4.2 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
РППС ДОУ создано как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
РППС соответствует: требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОУ;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
4.3 Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала
название
количество(шт.)
стандартное
гимнастические скамейки
6
гимнастическая стенка
4
наклонная доска
3
наклонная лестница
3
канаты
2
мишени напольные вертикальные
2
мишени навесные
1
веревка (2 х 2,5м)
2
«воротики» (h 32-4шт, h 60-4 шт)
7
флажки цветные
30
кегли
24
обручи пластмассовые о 50 см
30
обручи пластмассовые о 70 см
20
обручи пластмассовые о 90 см
6
ленточки 50см на кольце
50
ленточки короткие
25
кубики мягкие
15
гимнастические палки деревянные
19
гимнастические палки пластмассовые
12
мячи резиновые о 20см
24
мячи резиновые о 12см
22
мячи резиновые о 8см (н-40, с-16)
20
мячи пластмассовые
100
22

ориентиры
коврики для выполнения упражнения
магнитофон
СD-диски
тренажеры
Информационно-тренажерная система Тиса
Беговая дорожка
Силовой
Степ
Велотренажер
нестандартное
мячи массажные
мячи «мякиши» о 20см
мячи «мякиши» о 8см
ориентиры «кочки»
ориентиры «листики»

12
26
1
фонотека
1
1
1
1
1
20
10
20
16
20

4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки
название
количество(шт.)
гимнастическое бревно
1
мишень вертикальная
1
спортивный комплекс
2
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение
по направлению «Физическая культура»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое
пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор- составитель
Степаненкова Э.Я. – М.: Мозайка-Синтез
Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3
лет. Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
Парциальные
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей
программы
Технологии и
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина
методические
Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1981.
пособия
М.Н. Попова
Навстречу друг другу. СПб.: ЛОИРО, 2001.
Л.В. Лобынько
Игры-занятия для детей раннего возраста.- Минск: ИВЦ Минфина, 2011
Л.А. Соколова
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
О.Е. Белова
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по
программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.
Железнова CD-диски
23

Дидактические
игры

Наглядные пособия

«Разрезные картинки»
«Соедини линией спортсмена и спортивный инвентарь»
Вкладыши
Лото «Спорт»
Хорошо-плохо
Раскраски
Подбор картинок
Энциклопедия

по направлению «Здоровье»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Парциальные
Алямовская В.Г.
программы
Программа «Здоровье»
Технологии и
И. Е. Аверина
методические
Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ
пособия
Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада:
методическое пособие.- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2015
Дидактические
Одень куклу
игры
Полезное, неполезное
Хорошо-плохо
Наглядный маПлакаты, презентации, энциклопедии
териал
4.4. Построение образовательного процесса
В целях обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач на
необходимом и достаточном материале с учетом интеграции образовательных областей
образовательный процесс с детьми 3-7 лет строится на комплексно-тематическом принципе. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает
большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и
избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Каждой теме уделяется одна неделя. Тема отражается в подборе упражнений, игр и
наглядного материала, оформлении зала, тематике досуговой деятельности в области физической культуры.

24

ноябрь

октябрь

сентябрь

неделя

месяц

4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Календарно-тематический план для детей 2-3 лет на 2024-2025 учебный год:
тема

1

Детский сад

2

Мальчики и девочки. Моя
семья

3

Игрушки.

4

Одежда. Педагогическая
диагностика

1

Посуда. Педагогическая
диагностика

2

Золотая осень

3

Овощи и фрукты

4

Дикие животные.

5

Домашние животные.

1

Мой дом

2

Мой район

3

Транспорт. Неделя безопасности по ПДД

4

Покормите птиц зимой

задачи
Адаптация.
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада
Формировать представления детей о строении своего тела (части тела). Развивать представление о своем внешнем облике. Формировать представления о
гендерных различиях
Развитие ручной умелости через ОРУ с игрушками,
формирование умения называть предметы
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Через подвижные игры расширять представления о
многообразии кухонной утвари
Формировать представления детей об осени через
проведение подвижных игр.
Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Знакомство с лесными зверями и птицами через
имитационные и подражательные игры, воспитание
бережного отношения к природе
Расширение знаний детей о домашних животных
через имитационные и подражательные игры
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Знакомить с оборудованием и
оформлением спортивного зала. Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать первичные представления о строениях, улицах, дорогах, тропинках, газонах, скверах и
т.п. Познакомить детей с правилами безопасности
по дороге в детский сад
Формировать первичные представления о машинах,
улицах, дороге. Познакомить с элементарными правилами дорожного движения, с некоторыми видами
транспорта.
Формировать представление о птицах, их повадках,
зависимости от человека в зимнее время.

25

декабрь
январь
февраль
март

Зимушка – Зима

Познакомить воспитанников с зимними упражнениями: катание на санках.

2

Скоро – скоро Новый Год!

3

Новогодние сюрпризы

4

Чудеса, фокусы, эксперименты

Формирование эмоционально положительного отношения к празднику, желание активно участвовать
в его подготовке.
Знакомить воспитанников с зимними играми и
упражнениями
Развитие самостоятельности, творчества, формирование выразительности движений.

2

3

Ярмарка фольклора.
Народные подвижные игры
Зоопарк

4

Зимние забавы

5

Профессии

1

Мир вокруг нас (бытовое
окружение)

2

Русские народные сказки

Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале русских народных сказок

3

Защитники Отечества.

4

«При солнышке – тепло,
при матушке – добро».
Масляная неделя

Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
мальчиках стремление быть сильными), знакомить
детей с военными профессиями (моряк, солдат), с
военной техникой. Воспитывать любовь к Родине.
Знакомить детей с русскими народными обычаями
через народные подвижные игры

1

Очень – очень я люблю
маму милую мою

2

Весна пришла!

3

Растения

Формировать представления детей о многообразии
растений через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр

4

Неделя сказок

Знакомить детей с устным народным творчеством
через народные подвижные игры с речевым сопровождением, выполнение физкультминуток под чтение потешек, занятия по сказкам

1

Неделя здоровья

Формировать представления детей о важности занятий физической культурой для здоровья

апрел
ь

1

Формировать представления о многообразии зимних
развлечений
Познакомить детей с животными и птицами через
проведение подвижных игр и подражательных
упражнений.
Формировать представления о значении движений в
жизни человека
Рассказать детям о профессии инструктора по физической культуре.
Знакомить детей с возможностями использования
знакомых предметов в качестве нетрадиционного
спортивного инвентаря

Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям. Расширение гендерных представлений (мужчины должны, уважительно относится к женщинам)
Знакомить детей с весенними изменениями в природе через подвижные игры, игры с речевым сопровождением, тематические комплексы ору.

26

2
3

4

5

1

май

2

3

4

1

июнь

2

3

4
1

июль

2

3

4

Космос

Познакомить с естественным источником света –
солнцем.
Животные и птицы весной Формировать представления детей о поведении животных и птиц весной через проведение подвижных
игр и физкультминуток, имитационных игр
Насекомые
Формировать представления детей о насекомых чеПедагогическая диагнорез проведение подвижных игр и физкультминуток,
стика
имитационных игр
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Я – человек!
Расширять представления детей о строении своего
Педагогическая диагнотела (части тела), о своем внешнем облике. Формистика
ровать представления о гендерных различиях
Определить уровень физической подготовленности
детей.
День Победы!
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
Педагогическая диагномальчиках стремление быть сильными).
стика
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Сады и парки моего райо- Формировать представление о значимости зеленых
на
насаждений для человека через проведение подвижных игр и имитационных упражнений
Жители водоемов.
Формировать представления детей о животном мире
водоемов через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
С Днем рождения, Петер- Напомнить детям название города, в котором они
бург!
живут.
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Формировать чувство общности,
значимости каждого ребенка для детского сада.
Неделя экологической безУчить основам взаимодействия с природой через
опасности
проведение подвижных игр и тематических занятий
Мы живем в России
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Лето
Формирование обобщенных представлений о лете
как времени года, явлениях природы через подражательные и имитационные упражнения и игры
Солнце, воздух и вода –
Формировать потребность в соблюдении навыков
наши лучшие друзья!
гигиены и опрятности в повседневной жизни
Неделя безопасности.
Формировать представления о правилах дорожного
движения через проведение подвижных игр и тематических занятий
Моя семья
Формировать представления о роли мужчины и
женщины в семье через подражательные и имитационные упражнения и игры
Удивительный мир насекоФормировать представления детей о насекомых чемых
рез проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
По морям, по волнам…..
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
27

август

5

Книжкина неделя

1

Лес наше богатство

2

Хочу все знать!

3

Мы в славном городе живем

4

Что нам лето подарило

Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале произведений литературы
Формировать бережное отношение к природе через
проведение подвижных и имитационных игр
Формировать потребность в занятиях физическими
упражнениями через проведение подвижных игр и
физкультминуток
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Продолжать знакомить детей с многообразием игр и
развлечений на улице

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
ИТОГО

сентябрь

4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Организованная образовательная деятельность по физической культуре осуществляется в
форме занятий 2 раза в неделю по 10 минут в зале, в теплое время года – на улице.
Учебный план организованной образовательной деятельности по физической культуре в
первой младшей группе на 2024-2025 учебный год представлен в таблице:
Количество занятий в год по месяцам
Итого
в год
Непосредственно- Кол-во
образовательная
часов в
деятельность
неделю
2

8

10

8

8

8

8

8

10

8

8

84

1

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

42

3

15

15

12

12

9

12

15

12

15

12

126

Расписание занятий в первой младшей группе № 4 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
16.05-16.15
15.35-15.45
Расписание занятий в первой младшей группе № 5 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
16.20-16.30
15.55-16.05

ПТ

ПТ

4.5. Календарный план воспитательной работы
Физкультурно-массовая работа с детьми 2-3 лет проводится в целях пропаганды культуры
досуга среди детей, формирования навыков здорового образа жизни ребенка, социализации обучающихся, формирования образа детского сада как территории здоровья, а также
для решения задач физического воспитания.
мероприятие
«День защитника

сроки проведения
17-21

место проведения
Музыкальный зал

участники
дети и их ро-

ответственный
за проведение
муз руководитель,
28

Отечества»
физкультурномузыкальный
праздник

февраля

дошкольного
учреждения

дители

инструктор фк,
воспитатели
групп

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».