ds23.kalin.gov.spb.ru

Рабочая программа инструктора по физической культуре на 2024-2025 учебный (средняя группа)

2

Содержание
1.
Общие положения…………………………………………………..……………... 3
2.
Целевой раздел…………………………………………………………..…………
5
2.1. Пояснительная записка………………………………………………………….…..…. 5
2.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………..…………..… 5
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО ………...…..… 5
2.2. Возрастные характеристики развития воспитанников 4-5 лет ………...………..….. 6
2.2.1. Индивидуальные особенности детей…...…………………………………..……..... 8
2.3. Планируемые результаты реализации программы к пяти годам……...…………..... 8
2.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов……………… 9
3.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 10
3.1. Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»……………... 10
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития……………………………………………………………………………………………. 10
3.1.2. Содержание образовательной деятельности……………………………………….. 10
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»..... 14
3.3. Интеграция с другими образовательными областями………………………………. 15
3.4. Система образовательной работы с воспитанниками в контексте реализуемых
программ и технологий…………………………………………………….………………. 16
3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы............ 18
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности по физической культуре 18
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы………...……….. 19
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 20
3.7. Способы и направления поддержки детской инициативы……………….…………. 20
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся…………………………………………………………………….…………………... 22
4.
Организационный раздел………………………………………………………… 25
4.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы……………………… 25
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…… 26
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………. 26
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала………………………… 26
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки……………………. 27
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………. 27
4.4. Построение образовательного процесса……………………………………………… 28
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности…....... 29
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре……….. 32
4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности………………………………... 33
4.5. Календарный план воспитательной работы………………………………………….. 33

3

1. Общие положения
Данная рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
дошкольного образования (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского
района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ) в соответствии с нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании
в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
• Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
№ 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Устав ГБДОУ детский сад №23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/upload/tsdou23spb_new/files/4a/4d/4a4dae2750298b2200bb7e
5d3a69b691.pdf
• Локальные акты ГБДОУ детского сада № 23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/sveden/document
Рабочая программа является нормативным документом, обеспечивающим построение в дошкольном учреждении целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей средней группы с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, основывается на
4

комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами. Рабочая программа
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во
ФГОС ДО
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7
251c500a26cd/#dst100014)
В рабочей программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы. Рабочая программа реализуется в группе общеразвивающей направленности,
сроком на 1 год. Общеобразовательная программа реализуется на государственном
языке (русском) Российской Федерации.

2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.1.1. Цели и задачи программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
•
•

•
•
•
•

Задачи Программы:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного
образования;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
5

•
•

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.

2.2 Возрастные характеристики развития воспитанников 4-5 лет
Особенности психического развития:
Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок
начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называют "почемучками".
Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый
для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя
взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры.
Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими,
уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не
ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на
себя ролью.
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника.
Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако
наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в
развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место
воображения
в
общей
структуре
сознания
ребенка.
6

Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов,
которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.
В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными, в
качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве
средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредованный психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность
мышления и восприятия.
Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности
и самостоятельности познавательной деятельности детей.
Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4
- 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
Особенности физического развития:
Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя
прибавка в росте за год составляет 5—7 см, в массе тела — 1,5—2 кг. Рост четырехлетних
мальчиков — 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост
девочек четырех лет — 99,7 см, пяти лет — 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и
девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет — 17,8 и 17,5 кг. Особенности опорно-двигательного аппарата. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника
продолжается вплоть до зрелого возраста.
Опорно-двигательный аппарат ребенка отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях
давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные
группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для
мелких мышечных групп.
Органы дыхания. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3
до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у
детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому
же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900—1060
см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.
Сердечно-сосудистая система. Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса — 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм
ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей
сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса)
в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет
ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная
мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно
не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается. Развитие органов чувств.
Зрение. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
7

У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка
нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось.
Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью
органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана
большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно
протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и
утомление.
Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К
4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность.
Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных
связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется
возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания
взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от
совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий
жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении
правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных
на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и
бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.
Чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что
можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются
навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
2.2.1 Индивидуальные особенности детей
Списочный состав воспитанников средней группы № 6 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
Списочный состав воспитанников средней группы № 9 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
8

I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
2.3 Планируемые результаты реализации программы к пяти годам
 Ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности;
 ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с
желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
 ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
 ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их
правильной организации;
 ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
2.4 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание
и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год с 23.09.2024 по 06.10.2024 и
с 21.04.2025 по 04.05.2025.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников в спонтанной и специально организованной деятельности, свободных бесед с
детьми, анализа продуктов детской деятельности. Педагогическую диагностику проводят
воспитатели и специалисты ДОУ.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карту наблюдений детского
развития. Карты представлены в виде структурированных в таблицы диагностических
показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации
ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах к завершению ДДО, и содержанием образовательной деятельности по физическому развитию.

9

3. Содержательный раздел









3.1 Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности
в области физического развития
Обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр;
формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве;
воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в
подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;
продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре
и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта;
укреплять здоровье ребёнка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную
осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные
привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.

3.1.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деяВиды движений
Задачи
тельности
Основная гимнастика
Основные движения
Ходьба
Закреплять и развивать умеходьба обычная, в колонне по одние ходить с согласованныному, придерживаясь указанного
ми движениями рук и ног,
направления, с изменением темпа;
формирование навыка прана носках, на пятках, на внешней
вильной осанки
стороне стопы, приставным шагом
вперед и по шнуру; перешагивая
предметы; чередуя мелкий и широкий шаг, «змейкой», с остановкой
по сигналу, в противоположную
сторону; со сменой ведущего; в чередовании с бегом, прыжками; приставным шагом вперед, в сторону,
назад на месте; с разным положением рук (на поясе, в стороны (плечи
развести), за спиной);
Бег
Закреплять и развивать умебег в колонне по одному, на носках,
ние бегать с согласованными высоко поднимая колени; обегая
движениями рук и ног.
предметы; на месте; бег врассыпУчить бегать легко, ритмичную по сигналу с последующим
но, энергично отталкиваясь
нахождением своего места в колонноском.
не; в парах; по кругу, держась за руки; со сменой направляющего, меняя направление движения и темп;
непрерывный бег 1-1,5 мин; пробе10

Ползание
Лазание
Пролезание

Учить ползать, подлезать,
перелезать через предметы.
Учить перелезать с одного
пролета гимнастической
стенки на другой (вправо,
влево).

Прыжки

Учить энергично отталкиваться и мягко приземляться
в прыжках на двух ногах на
месте и с продвижением
вперед, ориентироваться в
пространстве.
В прыжках в длину и высоту
с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук,
при приземлении сохранять
равновесие. Учить прыжкам
через короткую скакалку.

Катание
Бросание
Ловля
Метание

Закреплять умение принимать правильное исходное
положение при метании, отбивать мяч о землю правой и
левой рукой, бросать и ловить его кистями рук, не
прижимая к груди.

гание 30-40 м в чередовании с ходьбой 2-3 раза; медленный бег 150200 м; бег на скорость 20 м; челночный бег 2х5 м; перебегание подгруппами по 5-6 человек с одной
стороны площадки на другую; бег
врассыпную с ловлей и увертыванием;
ползание на четвереньках «змейкой»
между расставленными кеглями, по
наклонной доске, по гимнастической
скамейке на животе, подтягиваясь
руками; проползание в обручи, под
дуги; влезание на гимнастическую
стенку и спуск с нее, не пропуская
реек; переход по гимнастической
стенке с пролета на пролет вправо и
влево на уровне 1-2 рейки, ползание
на четвереньках с опорой на стопы и
ладони; подлезание под веревку или
дугу, не касаясь руками пола прямо
и боком;
прыжки на двух ногах на месте, с
поворотом вправо и влево, вокруг
себя, ноги вместе-ноги врозь, стараясь достать предмет, подвешенный
над головой; подпрыгивание на
двух ногах с продвижением вперед
на 2-3 м; перепрыгивание через
шнур, плоский кубик (высота 5 см),
через 4-6 линий (расстояние между
линиями 40-50 см); выполнение 20
подпрыгиваний с небольшими перерывами; прыжки в длину с места;
спрыгивание со скамейки; прямой
галоп; попытки выполнения прыжков с короткой скакалкой;
прокатывание мяча между линиями,
шнурами, палками (длина 2-3 м),
положенными (на расстоянии 15-20
см одна от другой) и огибая кубики
или кегли, расставленные по одной
линии на расстоянии 70-80 см; прокатывание обруча педагогу, удержание обруча, катящегося от педагога; прокатывание обруча друг
другу в парах; подбрасывание мяча
вверх и ловля его после удара об
пол; бросание и ловля мяча в паре;
перебрасывание мяча друг другу в
кругу; бросание мяча двумя руками
из-за головы стоя; скатывание мяча
11

Упражнения в равновесии

Упражнения для
кистей рук, развития и укрепления
мышц рук и плечевого пояса

Упражнения для
развития и укрепления мышц спины и
гибкости позвоночника
Упражнения для
развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

по наклонной доске, попадая в
предмет; отбивание мяча правой и
левой рукой о землю не менее 5 раз
подряд; подбрасывание и ловля мяча не менее 3-4 раз подряд; бросание мяча двумя руками из-за головы
сидя; бросание вдаль; попадание в
горизонтальную и вертикальную
цели с расстояния 2-2,5 м;
Сохранять равновесие при
ходьба по доске, по скамье (с перевыполнении упражнений
шагиванием через предметы, с местоя на месте и в движении
шочком на голове, с предметом в
руках, ставя ногу с носка руки в стороны); ходьба по доске до конца и
обратно с поворотом; ходьба по
наклонной доске вверх и вниз; стойка на одной ноге, вторая поднята коленом вперед, в сторону, руки в стороны или на поясе; пробегание по
наклонной доске вверх и вниз; ходьба по доске и расхождение вдвоем
на ней; кружение в одну, затем в
другую сторону с платочками, руки
на пояс, руки в стороны.
Основная гимнастика
Общеразвивающие упражнения
Развивать и укреплять
основные положения и движения
мышцы рук и плечевого
рук (в стороны, вперед, вверх, назад,
пояса
за спину, на пояс, перед грудью);
перекладывание предмета из одной
руки в другую; сгибание и разгибание рук, махи руками; сжимание и
разжимание кистей рук, вращение
кистями; выполнение упражнений
пальчиковой гимнастики; повороты
головы вправо и влево, наклоны головы;
Развивать и укреплять
наклоны вперед, вправо, влево, помышцы туловища, развивороты корпуса вправо и влево из
вать гибкость позвоночни- исходных положений стоя и сидя;
ка
поочередное поднимание ног из положения лежа на спине, на животе,
стоя на четвереньках;
Развивать и укреплять
мышцы ног и брюшного
пресса

сгибание и разгибание ног; отведение ноги вперед, в сторону, назад;
выставление ноги на пятку (носок);
приседания на всей стопе и на носках с разведением коленей в стороны; поднимание на носки и опускание на всю ступню; захватывание
стопами и перекладывание предме12

Музыкальноритмические
упражнения, разученные на музыкальном занятии

Строевые упражнения

С бегом

С прыжками
С ползанием и лазанием
С бросанием и ловлей
На развитие ориентировки в пространстве
Народные игры

Катание на санках

тов с места на место
ритмичная ходьба под музыку в разном темпе; на носках, топающим
шагом, приставным шагом прямо и
боком, прямым галопом, по кругу,
держась за руки, с высоким подниманием колена на
месте и в движении прямо и вокруг
себя, подскоки по одному и в парах
под музыку; выставление ноги на
пятку, на носок, притопывание под
ритм, повороты, поочередное «выбрасывание» ног, движение по кругу
выполняя шаг с носка, ритмичные
хлопки в ладоши под ритмичную
музыку, комбинации из двух освоенных движений в сочетании с
хлопками
Основная гимнастика
Строевые упражнения
Учить построениям, соблюпостроение в колонну по одному, по
дению дистанции во время
два, по росту, врассыпную; размыпередвижения.
кание и смыкание на вытянутые руРазвивать ориентировку в
ки, равнение по ориентирам и без;
пространстве, внимание, коперестроение из колонны по одному
ординацию. Согласовывать
в колонну по два в движении, со
свои действия с действиями
сменой ведущего; из одной колонны
товарища.
или шеренги в звенья на месте и в
движении; повороты направо, налево, кругом на месте переступанием
и в движении
Подвижные игры
Закреплять основные дви«Самолеты», «Цветные автомобижения и развивать психофи- ли», «У медведя во бору», «Птичка и
зические качества в подвиж- кошка», «Найди себе пару», «Лоных играх, поощрять желашадки», «Позвони в погре- мушку»,
ние выполнять роль водяще- «Бездомный заяц», «Ловишки».
го, развивать простран«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике»,
ственную ориентировку, са- «Зайка серый умывается»
мостоятельность и инициа«Пастух и стадо», «Перелет птиц»,
тивность в организации зна- «Котята и щенята»
комых игр с небольшой
«Подбрось-поймай», «Сбей кеглю»,
группой сверстников; при«Мяч через сетку»
учать к выполнению правил, «Найди где спрятано», «Найди и
поощрять проявление целепромолчи», «Кто ушел?», «Прятки»
устремленности, настойчивости, творческих способно- «У медведя во бору»
стей детей (придумывание и
комбинирование движений в
игре)
Спортивные упражнения
Учить детей кататься на сан- подъем с санками на гору, скатываРазвивать чувство ритма и
двигательные способности
занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно
выполнять движения под
музыку соответственно её
структурным особенностям,
характеру, ритму, темпу и
другим средствам музыкальной выразительности

13

Катание на трехколесном и двухколесном самокате
Ходьба на лыжах

ках, катать друг друга.
Развивать равновесие, ориентировку в пространстве,
силу воли, помогать друг
дружке.
Укрепление защитных сил
организма.
Развивать равновесие, ориентировку в пространстве,
координацию, смелость.
Укрепление защитных сил
организма.
Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору

ние с горки, торможение при спуске,
катание на санках друг друга

по прямой, по кругу с поворотами, с
разной скоростью

скользящим шагом, повороты на месте, подъем на гору «ступающим
шагом» и «полуёлочкой»
Игры на лыжах: «Карусель в лесу»,
«Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Формирование основ здорового образа жизни
Формирование осУкреплять здоровье детей
уточнять представления детей о
нов здорового обра- средствами физического
здоровье, факторах, положительно
за жизни
воспитания, создавать
влияющих на него, правилах безусловия для формирования опасного поведения в двигательной
правильной осанки, сподеятельности (соблюдать очередсобствовать усвоению пра- ность при занятиях с оборудованивил безопасного поведения ем, не толкать товарища, бегать в
в двигательной деятельно- колонне, не обгоняя друг друга и
сти;
другое), способствовать пониманию
закреплять культурнодетьми необходимости занятий фигигиенические навыки и
зической культурой, важности пранавыки самообслуживания, вильного питания, соблюдения гиформируя полезные пригиены, закаливания для сохранения
вычки, приобщая к здорои укрепления здоровья. Формировому образу жизни.
вать первичные представления об
отдельных видах спорта
Активный отдых
Досуги
Приобщать к здоровому
Содержание составляют подвижные
Праздники
образу жизни, воспитывать игры и игровые упражнения, игрыДни здоровья
нравственнозабавы, аттракционы, хороводы, игпатриотические чувства
ры
с
пением,
музыкальноритмические упражнения, импровизацию, танцевальные упражнения,
творческие задания, подвижные игры народов России, в том числе
посвящаются
государственным
праздникам, включать
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,
что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
14

•
•
•
•
•

ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам
и правилам;
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития;
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом
образе жизни.
3.3. Интеграция с другими образовательными областями
«Познавательное развитие»
Развитие интереса у детей к физической культуре и спорту.
Развивать личную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.
Формирование первичных представлений о спортивных объектах, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма мяча, материал, размер и т.д.). Развивать представление о социокультурных ценностях нашего народа через историю развития отечественного спорта:
 активация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования;
 упражнения на ориентировку в пространстве;
 подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (например,
имитация поведения животных и т.д.);
 построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования);
 просмотр и обсуждение познавательных книг, мультфильмов о спорте, спортсменах, о
здоровом образе жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование соответствующих форм поведения, на основании собственного опыта, вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для конкретных условий:
 создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств;
 побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
 проведение подвижных игр, игр-соревнований;
 проведение соревнований в д/с.
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и, при выполнении
основных движений, при пользовании спортивным инвентарем:
 проведение инструктажа на тему «обеспечение безопасности при использовании
спортивного оборудования», «правила поведения в спортивном зале» и т.д.
 тематические досуги по правилам: дорожного движения, поведения в природе и т.д.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Приучать детей
самостоятельно поддерживать порядок в спортивном зале и площадке:
 участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;
 самообслуживание.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми на тему «физическая культура и
спорт», активизация словарного запаса за счет спортивной терминологии:
15

 проговаривание действий и название упражнений;
 поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;
 обсуждение пользы закаливания и занятий физическими упражнениями;
 восприятие литературных произведений с последующим обсуждением;
 подвижные (народные) игры с речевым сопровождением;
 тематических (по сказкам) игр-соревнований;
 проведение соревнований в д/с.
«Художественно-эстетическое развитие»
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления
содержания в области «физическая культура»:
 оформление площадки и спортивного зала к праздникам и совместной деятельности;
 использование в подвижных играх и упражнениях, изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, султанчики, мишени и т.д.);
 построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования).
Использование художественных произведений для обогащения содержания области
«физическая культура»:
 игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
 сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
 восприятие литературных произведений с последующим обсуждением на тему «физическая культура и спорт».
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Удовлетворение
потребности в самовыражении:
 использование упражнений ритмопластики;
 выполнение общеразвивающих движений, основных движений под музыку;
 использование музыкально-подвижных игр;
 построение занятия на танцевальном материале;
 прослушивание песен о спорте.
Развитие эстетических чувств детей:
 привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида на занятиях физическими упражнениями (спортивная форма).
3.4.Система образовательной работы с воспитанниками в контексте
реализуемых программ и технологий
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является осуществление деятельности
по физическому развитию детей. Образовательная область «Физическое развитие» дополнена следующими программами и технологиями:
направление «Физическая культура»
Название программы, технологии:
«Физическая культура – дошкольникам» (2001) Автор – Л.Д. Глазырина Цель программы,
технологии:
Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка
во все периоды дошкольного возраста.
Задачи:
 Оздоровительного направления – обеспечение качественной работы дошкольных
учреждений по укреплению здоровья детей.
 Воспитательного направления – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей.
16



Образовательного направления – обеспечение усвоения систематизированных знаний,
формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Характеристика программы, технологии:
Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного
возраста с помощью нетрадиционных методов обучения. Система занятий ориентирована
на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.
Используемый раздел программы:
I квартал

II квартал

III квартал:

«Встреча осенью» №1
«Разноцветные автомобили»
№3
«Дни недели» №7
«Рядом с ветром» №9
«В осеннем лесу в сентябре»
№10
«Метатели, бросатели» №12
«Осень в детском саду» №24
«Учимся прыгать в длину»
№15
«Поиграем в упражнения»
№18
«Поскачу-поскачу» №21
«Забавные игры сегодня нас
ждут» №25
«Строевые упражнения»
№28
«В городе веселых затей»
№34

«Зимовушка» №39
«На санках» №41
«Снежок – мой дружок»
№42
«Санки, саночки» №64
«Зимние забавы» №50
«Вратарь» №51
«Зимушка-зима, спортивная
пора» №52
«Ура! Мы на лыжах» №55
«Снежные строители» №63
«Футбол на льду» №58
«Встреча с вьюгой» №70

«Волшебный прутик» №73
«Еще не все метели улетели» №74
«Спешит на улицу детвора»
№82
«Мы поедем утром ранним»
№95
«А на дворе апрель» №85
«Нас ждет апрель в лесу»
№93
«Воробьи-прыгуны» №99
«Скакалочка-заставлялочка»
№100
«На месте не стоим, вращаемся и бежим» №101
«Наступил месяц май» №97
Занятие №103
«Соломенная шляпка» №108
«Прыг-скок, отгадай, чей
прыжок» №112
«Классики» №115

Направление «Здоровье»
Название программы, технологии: «Здоровье» (1993) В.Г. Алямовская
Цель программы, технологии:
Комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства Задачи:
 укрепление здоровья детей
 воспитание потребности в здоровом образе жизни.
 развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности.
 создание условий для реализации потребности в ДА
Характеристика программы, технологии:
Целевая программа, рассчитана на все возрастные группы. Направлена на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и
вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа. Предполагает самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания.
Используемый раздел программы:
17

Организация двигательной деятельности (режим двигательной активности) - Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
Методики проведения закаливающих процедур:
 босохождение
 питьевой режим
 полоскание полости рта после еды
 сон без маек
 игровые дорожки
 тепловой режим в группе
 рекомендации к одежде
3.5 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагоги определяются в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности
по физической культуре
Образовательная деятельность в режимных моментах:
 Гимнастика: утренняя, после сна, дыхательная, на формирование навыка правильной
осанки и профилактики плоскостопия, ритмопластика, пальчиковая, для глаз
 Физкультминутки
 Подвижные игры и игровые упражнения, организуемые в помещении и на улице
 Спортивные упражнения: катание на санках, самокате
 Досуги, организуемые в помещении и на участке
 Прогулки-походы
 Восприятие литературных произведений на тему «Спорт», «Здоровье»
 Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Спорт» и «Здоровый образ жизни» в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях
 Настольно печатные игры и игры-задания на тему «Спорт»: лото «Спорт» (разные варианты), «Отгадай вид спорта», «Чьи вещи?», «Кто больше?», «Лабиринт», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и т.д.
Организованная образовательная деятельность:
 Игровая (на основе подвижных игр)
 Сюжетно-игровая
 На танцевальном материале
 С использованием нестандартного оборудования
 Тематическая
 Проектная деятельность тематического характера
Самостоятельная деятельность детей:
 Разнообразная двигательная деятельность (самостоятельные подвижные игры, игры
на свежем воздухе, игры с элементами спорта, спортивные упражнения)
Совместная деятельность с семьей:
 Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
 индивидуальные и групповые консультации
 родительские собрания
 оформление информационных стендов
 организация фотовыставок
 Совместная деятельность

18

 привлечение родителей к подготовке атрибутов для упражнений, площадки и зала
для занятий
 проведение совместных досугов, занятий
 маршрутов выходного дня
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы
 Наглядные
Создают зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка:
 наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий (рисунки, фото и др.), имитация (подражание), зрительные
ориентиры (предметы, разметка поля);
 наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
 тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
 Словесные
Помогают ставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывают содержание и структуру движения, активизируют мышление детей, способствуют осознанному выполнению
физических упражнений, активизации идеомоторных актов (перехода представлений о
движении мышц в реальное выполнение этого движения):
 объяснения, пояснения, указания;
 подача команд, распоряжений, сигналов;
 вопросы к детям;
 образный сюжетный рассказ, беседа;
 словесная инструкция;
 Практические
Обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия,
моторные ощущения:
 повторение упражнений без изменения и с изменениями;
 проведение упражнений в игровой форме;
 проведение упражнений в соревновательной форме.




Средства, используемые для реализации Программы
Основное средство – физические упражнения
Оздоровительные силы природной среды (солнце, воздух, вода);
Гигиенические факторы

Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только
от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей.
Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы учитываются субъектные
проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение
к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание
заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы,
адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и
интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
19

3.6 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога
и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, выбираются один или несколько вариантов совместной деятельности:
 совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
 совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
 совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
 совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в
роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
 самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога.
При организации двигательной деятельности, учитывается опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности. Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
3.7 Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребёнка исследовать, играть, танцевать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия
ребёнка ДОУ как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного
самоощущения.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности.
Для поддержки детской инициативы учитываются следующие условия:
• уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
• организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
• расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития
детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
20

•

поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в
ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
• создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и
желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
• поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать
внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело
до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
• внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае
необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась
обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном
случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижения каждого ребёнка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
С четырех-пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность
ребёнка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его
жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Педагог намеренно насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать
и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребёнком. В течение дня педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение
проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребёнка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует развитию самостоятельности и
уверенности в себе. Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы.
Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.
Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности,
поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).
Для поддержки детской инициативы педагог использует ряд способов и приемов.
• Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи,
важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение.
• У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных
задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей,
связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а
также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достиже21

•

•

•

ниях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от
успешных самостоятельных, инициативных действий.
Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания:
поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой
замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности
у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения
задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно
определить замысел, способы и формы его воплощения.
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку
инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности.

3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Цель взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
• информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации,
о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
• просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития
и образования детей;
• способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
• построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Взаимодействия с родителями (законными представителями) строится на следующих
принципах: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка 2) открытость 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями).
Взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
• диагностико-аналитическое направление
• просветительское направление
• консультационное направление
22

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Организация работы с родителями на учебный год
Направление работы
Просветительская работа
Вовлечение родителей в педагогический процесс
Выступления на родительском собрании,
консультации:
 Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ (на общем собрании).
 «Особенности физического развития
детей» «Физиологические механизмы оздоровительного воздействия
занятий физическими упражнениями на организм ребенка»
 «Особенности психомоторного
развития ребенка 3-4 лет»
Консультация на тему:
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
 «Пути активизации двигательной
активности детей с учетом их индивидуальных особенностей» (индивидуально)
 «Признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях
ребенка»
 «Прогулка – незаменимое средство
в оздоровлении детей»
Консультация на тему:
Совместное занятие «Вместе с мамой
веселей»
 «Здоровье детей в наших руках»
 «Формирование навыка правильной осанки дома»
 «Готовь сани летом»
Консультация на тему:
 «Выходной день вместе с семьей –
это здорово»
 «Зима, забавы, правила - веселье
должно быть безопасным»
 «Надежная наша опора» (профилактика плоскостопия)
Консультация на тему:
 Фотовыставка «Зимние забавы»
 «Игры на снежной площадке»
 Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
 «Безопасная двигательная деятельность дома
Консультация на тему:
Участие родителей в спортивном развлечении посвященного Дню защитника
 «Режим двигательной активности
Отечества
дома»
 «Развитие мелкой моторики дома»

23

Март
Апрель
Май
Июнь

Семинар-практикум на тему:
 «Содержание детско-родительских
игр и парных физических упражнений»
Консультация на тему:
 «Мы покупаем велосипед»
Консультация на тему:
 «Безопасность дома»
 «Ребенок на колесах: беговел, самокат, велосипед, ролики. Безопасность превыше всего!»
Индивидуальные консультации
Консультация на тему:
 «Детская площадка на дачном
участке»
Консультация на тему:
 «Безопасность на природе»
 Советы родителям по обучению детей плаванию
 «Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья




Неделя открытых дверей
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки – субботник

Помощь в изготовление атрибутов для
проведения подвижных игр с экологическим содержанием

24

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
• признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он
есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие
ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ДОУ, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования
(опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм
и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться);
• учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям
детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной
среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в
которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств
и прочее;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
• совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
• психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
• вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
• формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
• непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОУ, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского
и профессионального сообществ;
• взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
25

•
•
•

востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;
предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.

4.2 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
РППС ДОУ создано как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
РППС соответствует: требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОУ;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
4.3 Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала
название
количество(шт.)
стандартное
гимнастические скамейки
6
гимнастическая стенка
4
наклонная доска
3
наклонная лестница
3
канаты
2
мишени напольные вертикальные
2
мишени навесные
1
веревка (2 х 2,5м)
2
«воротики» (h 32-4шт, h 60-4 шт)
7
флажки цветные
30
кегли
24
обручи пластмассовые о 50 см
30
обручи пластмассовые о 70 см
20
обручи пластмассовые о 90 см
6
ленточки 50см на кольце
50
ленточки короткие
25
кубики мягкие
15
гимнастические палки деревянные
19
гимнастические палки пластмассовые
12
мячи резиновые о 20см
24
мячи резиновые о 12см
22
мячи резиновые о 8см (н-40, с-16)
20
мячи пластмассовые
100
26

ориентиры
коврики для выполнения упражнения
магнитофон
СD-диски
тренажеры
Информационно-тренажерная система Тиса
Беговая дорожка
Силовой
Степ
Велотренажер
нестандартное
мячи массажные
мячи «мякиши» о 20см
мячи «мякиши» о 8см
ориентиры «кочки»
ориентиры «листики»

12
26
1
фонотека
1
1
1
1
1
20
10
20
16
20

4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки
название
количество(шт.)
гимнастическое бревно
1
мишень вертикальная
1
спортивный комплекс
2
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение
по направлению «Физическая культура»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое
пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор- составитель
Степаненкова Э.Я. – М.: Мозайка-Синтез
Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. – М.: МозайкаСинтез,2014
С.Ю. Федорова Примерные планы физкультурных занятий с детьми 4-5
лет. - М.: Мозайка-Синтез,2017
Парциальные
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей
программы
Токаева Т.Э. «Будь здоров, дошкольник» (2016)
Технологии и
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина
методические
Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1981.
пособия
М.Н. Попова
Навстречу друг другу. СПб.: ЛОИРО, 2001.
Л.В. Лобынько
Игры-занятия для детей раннего возраста.- Минск: ИВЦ Минфина, 2011
Л.А. Соколова
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
О.Е. Белова
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по
27

Дидактические
игры

Наглядные пособия

программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.
Железнова CD-диски
Т.Э. Токаева Технология физического развития детей 4-5 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017
«Разрезные картинки»
«Соедини линией спортсмена и спортивный инвентарь»
Вкладыши
Лото «Спорт»
Хорошо-плохо
Раскраски
Подбор картинок
Энциклопедия

по направлению «Здоровье»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Парциальные
Алямовская В.Г.
программы
Программа «Здоровье»
Технологии и
И. Е. Аверина
методические
Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ
пособия
Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада:
методическое пособие.- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2015
Дидактические
Одень куклу
игры
Полезное, неполезное
Хорошо-плохо
Наглядный маПлакаты, презентации, энциклопедии
териал
4.4. Построение образовательного процесса
В целях обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач на
необходимом и достаточном материале с учетом интеграции образовательных областей
образовательный процесс с детьми 3-7 лет строится на комплексно-тематическом принципе. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает
большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и
избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Каждой теме уделяется одна неделя. Тема отражается в подборе упражнений, игр и
наглядного материала, оформлении зала, тематике досуговой деятельности в области физической культуры.

28

неделя

тема

1

Детский сад

2

Мальчики и девочки. Моя
семья

3

Игрушки.

4

Одежда. Педагогическая
диагностика

1

Посуда. Педагогическая
диагностика

2

Золотая осень

3

Овощи и фрукты

4

Дикие животные.

5

Домашние животные.

1

Мой дом

2

Мой район

3

Транспорт. Неделя безопасности по ПДД

ноябрь

октябрь

сентябрь

месяц

4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Календарно-тематический план для детей 4-5 лет на 2024-2025 учебный год:
задачи
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела (части тела). Развивать представление о
своем внешнем облике. Формировать представления
о гендерных различиях. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей.
Развитие ручной умелости через ОРУ с игрушками,
формирование умения называть свойства предметов
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Через подвижные игры расширять представления о
многообразии кухонной утвари
Расширение представлений детей об осени через
проведение подвижных игр на прогулке с использованием природного материала.
Расширять представления об овощах и фруктах через проведение подвижных игр.
Расширять представления об особенностях поведения лесных зверей и птиц осенью через имитационные и подражательные игры, воспитывать бережное
отношение к природе
Расширять знания детей о домашних животных через имитационные и подражательные игры

Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Знакомить с физкультурным оборудованием для игр и занятий. Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать начальные представления о строениях,
улицах, дорогах, тропинках, газонах, скверах и т.п. в
микрорайоне. Расширять знания правил безопасности по дороге в детский сад
Расширять знания детей о видах транспорта через
проведение подвижных игр, о правилах дорожного
движения

29

декабрь

4

Покормите птиц зимой

Формировать представление о птицах, их повадках,
зависимости от человека в зимнее время.

1

Зимушка – Зима

2

Скоро – скоро Новый Год!

3

Новогодние сюрпризы

4

3

Чудеса, фокусы, эксперименты
Ярмарка фольклора.
Народные подвижные игры
Зоопарк

Расширять представления детей о зимних упражнениях на открытом воздухе. Формировать представления о безопасном поведении зимой.
Формирование эмоционально положительного отношения к празднику, желание активно участвовать
в его подготовке.
Продолжать знакомить воспитанников с зимними
играми и упражнениями
Развитие самостоятельности, творчества, формирование выразительности движений.
Расширять представления о многообразии зимних
развлечений и народных подвижных игр

4

Зимние забавы

5

Профессии

1

Мир вокруг нас (бытовое
окружение)

2

Русские народные сказки

3

Защитники Отечества.

4

«При солнышке – тепло,
при матушке – добро».
Масляная неделя

1

Очень – очень я люблю
маму милую мою

2

Весна пришла!

3

Растения

4

Неделя сказок

март

февраль

январь

2

Познакомить детей с животными и птицами через
проведение подвижных игр и подражательных
упражнений.
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
Рассказать детям о профессии инструктора по физической культуре.
Знакомить детей с возможностями использования
знакомых предметов в качестве нетрадиционного
спортивного инвентаря
Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
мальчиках стремление быть сильными), знакомить
детей с военными профессиями (моряк, солдат), с
военной техникой. Воспитывать любовь к Родине.
Знакомить детей с русскими народными обычаями
через народные подвижные игры
Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым
близким людям. Расширение гендерных представлений (мужчины должны, уважительно относится к
женщинам)
Расширение знаний детей о весенних изменениях в
природе через подвижные игры, игры с речевым сопровождением, тематические комплексы ору.
Расширять представления детей о растениях через
проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Знакомить детей с устным народным творчеством
через народные подвижные игры с речевым сопровождением, выполнение физкультминуток под чтение потешек, занятия по сказкам
30

1

2

апрель

3

4

5

1

май

2

3

4

1

июнь

2

3

июль

4
1

Неделя здоровья

Через вовлечение детей в подвижные игры формировать навыки здорового образа жизни. Учить основам безопасности жизнедеятельности через проведение подвижных игр и тематических занятий
Космос
Расширять представления детей о космосе и космических объектах через проведение подвижных игр
Животные и птицы весной Расширять представления детей о животных и птицах через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
Насекомые
Расширять представления детей о насекомых через
Педагогическая диагнопроведение подвижных игр и физкультминуток,
стика
имитационных игр
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Я – человек! ПедагогичеЧерез вовлечение детей в подвижные игры формиская диагностика
ровать чувство общности, значимости каждого ребенка. Расширять и закреплять знания детей о строении своего тела. Развивать представление о своем
внешнем облике. Формировать самооценку
Определить уровень физической подготовленности
детей.
День Победы!
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
Педагогическая диагномальчиках стремление быть сильными).
стика
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Сады и парки моего райо- Расширять представление о значимости зеленых
на
насаждений для человека через проведение подвижных игр и имитационных упражнений
Жители водоемов.
Расширять представления детей о животном мире
водоемов через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
С Днем рождения, Петер- Формировать начальные представления о Санктбург!
Петербурге.
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Формировать чувство общности,
значимости каждого ребенка для детского сада.
Друзья природы. Неделя
Учить основам взаимодействия с природой через
экологической безопасности проведение подвижных игр и тематических занятий
Мы живем в России
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Лето
Формирование обобщенных представлений о лете
как времени года, явлениях природы через подражательные и имитационные упражнения и игры
Солнце, воздух и вода –
Формировать потребность в соблюдении навыков
наши лучшие друзья!
гигиены и опрятности в повседневной жизни
Неделя дорожной безопасФормировать представления о правилах дорожного
ности.
движения через проведение подвижных игр и тематических занятий

31

август

2

Моя семья

Формировать представления о роли мужчины и
женщины в семье через подражательные и имитационные упражнения и игры

3

Удивительный мир насекомых

4

По морям, по волнам…..

5

Книжкина неделя

1

Лес наше богатство

2

Хочу все знать!

3

Мы в славном городе живем

4

Что нам лето подарило

Формировать представления детей о насекомых через проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
Продолжать знакомить детей с устным народным
творчеством через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Формировать бережное отношение к природе через
проведение подвижных и имитационных игр
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела. Формировать потребность в занятиях
физическими упражнениями через проведение подвижных игр и физкультминуток
Формировать начальные представления о СанктПетербурге.
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Продолжать знакомить детей с многообразием игр и
развлечений на улице

4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Организованная образовательная деятельность по физической культуре осуществляется в
форме занятий 2 раза в неделю по 20 минут в зале и 1 раз в неделю на улице, в теплое
время года – на улице.
Учебный план организованной образовательной деятельности по физической культуре в
средней группе на 2024-2025 учебный год представлен в таблице:
Количество занятий в год по месяцам

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
ИТОГО

Итого
в год

сентябрь

Непосредственно- Кол-во
образовательная
часов в
деятельность
неделю
2

8

10

8

8

8

8

8

10

8

8

84

1

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

42

3

15

15

12

12

9

12

15

12

15

12

126

Расписание занятий в средней группе № 6 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
11.35-11.50
9.25-9.45
(улица)

ПТ
9.25-9.45
32

Расписание занятий в средней группе № 9 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
11.35-11.50
9.25-9.45
9.00-9.20
(улица)

ПТ

4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности
Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц в зале или на улице продолжительностью
20 минут. В 2024-2025 учебном году физкультурный досуг с детьми средней группы № 6
проводится во 2-й четверг месяца с 16.30 до 16.50, с детьми средней группы № 9 – во 2-ю
пятницу месяца с 16.20 до 16.40
План досуговых мероприятий для детей 4-5 лет на 2024-2025 учебный год:
Тема
«Мальчики и девочки»
«Золотая осень»
«Мой район»
«Скоро-скоро Новый год!»
«Зоопарк»
«Русские народные сказки»
«При солнышке – тепло, при
матушке – добро. Масляная неделя»
«Космос»
«Сады и парки моего района»
«Мы живем в России»
«Моя семья»
«Хочу все знать»

Название досуга
«Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки»
«Подарки осени»
«В доме дружно мы живем»
«Волшебные превращения»
«На прогулку в зоопарк»
«Физкультурные сказки»
«Веселая капель»

Месяц
сентябрь

«Космическое путешествие»
«Полоса препятствий»
«Встанем в дружный хоровод»
«Я, ты, он, она…»
«Нам болезни не страшны»

апрель
май
июнь
июль
август

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март

4.5. Календарный план воспитательной работы
Физкультурно-массовая работа с детьми 4-5 лет проводится в целях пропаганды
культуры досуга среди детей, формирования навыков здорового образа жизни ребенка,
социализации обучающихся, формирования образа детского сада как территории здоровья, а также для решения задач физического воспитания.
мероприятие

сроки проведения

место проведения

ответственный
за проведение

«23 февраля. День защитника Отечества»
физкультурномузыкальный праздник
«Здравствуй, лето!»
фольклорный праздник

с 17 по 21
февраля

музыкальный зал дошкольного учреждения

муз руководитель,
инструктор фк,
воспитатели групп

1 июня

Площадка дошкольного
учреждения

«Спортивный калейдоскоп»
физкультурный праздник

24 июня

Площадка дошкольного
учреждения

муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп
муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».