2
Содержание
1.
Общие положения…………………………………………………..……………... 3
2.
Целевой раздел…………………………………………………………..…………
5
2.1. Пояснительная записка………………………………………………………….…..…. 5
2.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………..…………..… 5
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО ………...…..… 5
2.2. Возрастные характеристики развития воспитанников 4-5 лет ………...………..….. 6
2.2.1. Индивидуальные особенности детей…...…………………………………..……..... 8
2.3. Планируемые результаты реализации программы к пяти годам……...…………..... 8
2.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов……………… 9
3.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 10
3.1. Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»……………... 10
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития……………………………………………………………………………………………. 10
3.1.2. Содержание образовательной деятельности……………………………………….. 10
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»..... 14
3.3. Интеграция с другими образовательными областями………………………………. 15
3.4. Система образовательной работы с воспитанниками в контексте реализуемых
программ и технологий…………………………………………………….………………. 16
3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы............ 18
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности по физической культуре 18
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы………...……….. 19
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 20
3.7. Способы и направления поддержки детской инициативы……………….…………. 20
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся…………………………………………………………………….…………………... 22
4.
Организационный раздел………………………………………………………… 25
4.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы……………………… 25
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…… 26
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………. 26
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала………………………… 26
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки……………………. 27
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………. 27
4.4. Построение образовательного процесса……………………………………………… 28
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности…....... 29
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре……….. 32
4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности………………………………... 33
4.5. Календарный план воспитательной работы………………………………………….. 33
3
1. Общие положения
Данная рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
дошкольного образования (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского
района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ) в соответствии с нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании
в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
• Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
№ 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Устав ГБДОУ детский сад №23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/upload/tsdou23spb_new/files/4a/4d/4a4dae2750298b2200bb7e
5d3a69b691.pdf
• Локальные акты ГБДОУ детского сада № 23 Калининского района Санкт-Петербурга
https://dou23spb.tvoysadik.ru/sveden/document
Рабочая программа является нормативным документом, обеспечивающим построение в дошкольном учреждении целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей средней группы с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, основывается на
4
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами. Рабочая программа
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во
ФГОС ДО
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7
251c500a26cd/#dst100014)
В рабочей программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы. Рабочая программа реализуется в группе общеразвивающей направленности,
сроком на 1 год. Общеобразовательная программа реализуется на государственном
языке (русском) Российской Федерации.
2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.1.1. Цели и задачи программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
•
•
•
•
•
•
Задачи Программы:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного
образования;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
5
•
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2.1.2. Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
2.2 Возрастные характеристики развития воспитанников 4-5 лет
Особенности психического развития:
Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок
начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называют "почемучками".
Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый
для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя
взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры.
Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими,
уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не
ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на
себя ролью.
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника.
Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако
наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в
развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место
воображения
в
общей
структуре
сознания
ребенка.
6
Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов,
которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.
В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными, в
качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве
средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредованный психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность
мышления и восприятия.
Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности
и самостоятельности познавательной деятельности детей.
Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4
- 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
Особенности физического развития:
Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя
прибавка в росте за год составляет 5—7 см, в массе тела — 1,5—2 кг. Рост четырехлетних
мальчиков — 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост
девочек четырех лет — 99,7 см, пяти лет — 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и
девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет — 17,8 и 17,5 кг. Особенности опорно-двигательного аппарата. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника
продолжается вплоть до зрелого возраста.
Опорно-двигательный аппарат ребенка отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях
давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные
группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для
мелких мышечных групп.
Органы дыхания. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3
до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у
детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому
же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900—1060
см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.
Сердечно-сосудистая система. Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса — 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм
ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей
сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса)
в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет
ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная
мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно
не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается. Развитие органов чувств.
Зрение. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
7
У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка
нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось.
Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью
органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана
большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно
протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и
утомление.
Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К
4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность.
Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных
связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется
возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания
взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от
совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий
жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении
правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных
на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и
бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.
Чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что
можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются
навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
2.2.1 Индивидуальные особенности детей
Списочный состав воспитанников средней группы № 6 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
Списочный состав воспитанников средней группы № 9 – _____человек.
Из них:
показатели
кол-во (чел.)
кол-во (в %)
Мальчиков
Девочек
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
8
I физкультурная группа здоровья
II физкультурная группа здоровья
III физкультурная группа здоровья
2.3 Планируемые результаты реализации программы к пяти годам
Ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности;
ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с
желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их
правильной организации;
ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
2.4 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание
и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год с 23.09.2024 по 06.10.2024 и
с 21.04.2025 по 04.05.2025.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников в спонтанной и специально организованной деятельности, свободных бесед с
детьми, анализа продуктов детской деятельности. Педагогическую диагностику проводят
воспитатели и специалисты ДОУ.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карту наблюдений детского
развития. Карты представлены в виде структурированных в таблицы диагностических
показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации
ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах к завершению ДДО, и содержанием образовательной деятельности по физическому развитию.
9
3. Содержательный раздел
3.1 Задачи и содержание образования в области «Физическое развитие»
3.1.1. Основные задачи образовательной деятельности
в области физического развития
Обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр;
формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве;
воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в
подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;
продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре
и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта;
укреплять здоровье ребёнка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную
осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные
привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
3.1.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деяВиды движений
Задачи
тельности
Основная гимнастика
Основные движения
Ходьба
Закреплять и развивать умеходьба обычная, в колонне по одние ходить с согласованныному, придерживаясь указанного
ми движениями рук и ног,
направления, с изменением темпа;
формирование навыка прана носках, на пятках, на внешней
вильной осанки
стороне стопы, приставным шагом
вперед и по шнуру; перешагивая
предметы; чередуя мелкий и широкий шаг, «змейкой», с остановкой
по сигналу, в противоположную
сторону; со сменой ведущего; в чередовании с бегом, прыжками; приставным шагом вперед, в сторону,
назад на месте; с разным положением рук (на поясе, в стороны (плечи
развести), за спиной);
Бег
Закреплять и развивать умебег в колонне по одному, на носках,
ние бегать с согласованными высоко поднимая колени; обегая
движениями рук и ног.
предметы; на месте; бег врассыпУчить бегать легко, ритмичную по сигналу с последующим
но, энергично отталкиваясь
нахождением своего места в колонноском.
не; в парах; по кругу, держась за руки; со сменой направляющего, меняя направление движения и темп;
непрерывный бег 1-1,5 мин; пробе10
Ползание
Лазание
Пролезание
Учить ползать, подлезать,
перелезать через предметы.
Учить перелезать с одного
пролета гимнастической
стенки на другой (вправо,
влево).
Прыжки
Учить энергично отталкиваться и мягко приземляться
в прыжках на двух ногах на
месте и с продвижением
вперед, ориентироваться в
пространстве.
В прыжках в длину и высоту
с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук,
при приземлении сохранять
равновесие. Учить прыжкам
через короткую скакалку.
Катание
Бросание
Ловля
Метание
Закреплять умение принимать правильное исходное
положение при метании, отбивать мяч о землю правой и
левой рукой, бросать и ловить его кистями рук, не
прижимая к груди.
гание 30-40 м в чередовании с ходьбой 2-3 раза; медленный бег 150200 м; бег на скорость 20 м; челночный бег 2х5 м; перебегание подгруппами по 5-6 человек с одной
стороны площадки на другую; бег
врассыпную с ловлей и увертыванием;
ползание на четвереньках «змейкой»
между расставленными кеглями, по
наклонной доске, по гимнастической
скамейке на животе, подтягиваясь
руками; проползание в обручи, под
дуги; влезание на гимнастическую
стенку и спуск с нее, не пропуская
реек; переход по гимнастической
стенке с пролета на пролет вправо и
влево на уровне 1-2 рейки, ползание
на четвереньках с опорой на стопы и
ладони; подлезание под веревку или
дугу, не касаясь руками пола прямо
и боком;
прыжки на двух ногах на месте, с
поворотом вправо и влево, вокруг
себя, ноги вместе-ноги врозь, стараясь достать предмет, подвешенный
над головой; подпрыгивание на
двух ногах с продвижением вперед
на 2-3 м; перепрыгивание через
шнур, плоский кубик (высота 5 см),
через 4-6 линий (расстояние между
линиями 40-50 см); выполнение 20
подпрыгиваний с небольшими перерывами; прыжки в длину с места;
спрыгивание со скамейки; прямой
галоп; попытки выполнения прыжков с короткой скакалкой;
прокатывание мяча между линиями,
шнурами, палками (длина 2-3 м),
положенными (на расстоянии 15-20
см одна от другой) и огибая кубики
или кегли, расставленные по одной
линии на расстоянии 70-80 см; прокатывание обруча педагогу, удержание обруча, катящегося от педагога; прокатывание обруча друг
другу в парах; подбрасывание мяча
вверх и ловля его после удара об
пол; бросание и ловля мяча в паре;
перебрасывание мяча друг другу в
кругу; бросание мяча двумя руками
из-за головы стоя; скатывание мяча
11
Упражнения в равновесии
Упражнения для
кистей рук, развития и укрепления
мышц рук и плечевого пояса
Упражнения для
развития и укрепления мышц спины и
гибкости позвоночника
Упражнения для
развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног
по наклонной доске, попадая в
предмет; отбивание мяча правой и
левой рукой о землю не менее 5 раз
подряд; подбрасывание и ловля мяча не менее 3-4 раз подряд; бросание мяча двумя руками из-за головы
сидя; бросание вдаль; попадание в
горизонтальную и вертикальную
цели с расстояния 2-2,5 м;
Сохранять равновесие при
ходьба по доске, по скамье (с перевыполнении упражнений
шагиванием через предметы, с местоя на месте и в движении
шочком на голове, с предметом в
руках, ставя ногу с носка руки в стороны); ходьба по доске до конца и
обратно с поворотом; ходьба по
наклонной доске вверх и вниз; стойка на одной ноге, вторая поднята коленом вперед, в сторону, руки в стороны или на поясе; пробегание по
наклонной доске вверх и вниз; ходьба по доске и расхождение вдвоем
на ней; кружение в одну, затем в
другую сторону с платочками, руки
на пояс, руки в стороны.
Основная гимнастика
Общеразвивающие упражнения
Развивать и укреплять
основные положения и движения
мышцы рук и плечевого
рук (в стороны, вперед, вверх, назад,
пояса
за спину, на пояс, перед грудью);
перекладывание предмета из одной
руки в другую; сгибание и разгибание рук, махи руками; сжимание и
разжимание кистей рук, вращение
кистями; выполнение упражнений
пальчиковой гимнастики; повороты
головы вправо и влево, наклоны головы;
Развивать и укреплять
наклоны вперед, вправо, влево, помышцы туловища, развивороты корпуса вправо и влево из
вать гибкость позвоночни- исходных положений стоя и сидя;
ка
поочередное поднимание ног из положения лежа на спине, на животе,
стоя на четвереньках;
Развивать и укреплять
мышцы ног и брюшного
пресса
сгибание и разгибание ног; отведение ноги вперед, в сторону, назад;
выставление ноги на пятку (носок);
приседания на всей стопе и на носках с разведением коленей в стороны; поднимание на носки и опускание на всю ступню; захватывание
стопами и перекладывание предме12
Музыкальноритмические
упражнения, разученные на музыкальном занятии
Строевые упражнения
С бегом
С прыжками
С ползанием и лазанием
С бросанием и ловлей
На развитие ориентировки в пространстве
Народные игры
Катание на санках
тов с места на место
ритмичная ходьба под музыку в разном темпе; на носках, топающим
шагом, приставным шагом прямо и
боком, прямым галопом, по кругу,
держась за руки, с высоким подниманием колена на
месте и в движении прямо и вокруг
себя, подскоки по одному и в парах
под музыку; выставление ноги на
пятку, на носок, притопывание под
ритм, повороты, поочередное «выбрасывание» ног, движение по кругу
выполняя шаг с носка, ритмичные
хлопки в ладоши под ритмичную
музыку, комбинации из двух освоенных движений в сочетании с
хлопками
Основная гимнастика
Строевые упражнения
Учить построениям, соблюпостроение в колонну по одному, по
дению дистанции во время
два, по росту, врассыпную; размыпередвижения.
кание и смыкание на вытянутые руРазвивать ориентировку в
ки, равнение по ориентирам и без;
пространстве, внимание, коперестроение из колонны по одному
ординацию. Согласовывать
в колонну по два в движении, со
свои действия с действиями
сменой ведущего; из одной колонны
товарища.
или шеренги в звенья на месте и в
движении; повороты направо, налево, кругом на месте переступанием
и в движении
Подвижные игры
Закреплять основные дви«Самолеты», «Цветные автомобижения и развивать психофи- ли», «У медведя во бору», «Птичка и
зические качества в подвиж- кошка», «Найди себе пару», «Лоных играх, поощрять желашадки», «Позвони в погре- мушку»,
ние выполнять роль водяще- «Бездомный заяц», «Ловишки».
го, развивать простран«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике»,
ственную ориентировку, са- «Зайка серый умывается»
мостоятельность и инициа«Пастух и стадо», «Перелет птиц»,
тивность в организации зна- «Котята и щенята»
комых игр с небольшой
«Подбрось-поймай», «Сбей кеглю»,
группой сверстников; при«Мяч через сетку»
учать к выполнению правил, «Найди где спрятано», «Найди и
поощрять проявление целепромолчи», «Кто ушел?», «Прятки»
устремленности, настойчивости, творческих способно- «У медведя во бору»
стей детей (придумывание и
комбинирование движений в
игре)
Спортивные упражнения
Учить детей кататься на сан- подъем с санками на гору, скатываРазвивать чувство ритма и
двигательные способности
занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно
выполнять движения под
музыку соответственно её
структурным особенностям,
характеру, ритму, темпу и
другим средствам музыкальной выразительности
13
Катание на трехколесном и двухколесном самокате
Ходьба на лыжах
ках, катать друг друга.
Развивать равновесие, ориентировку в пространстве,
силу воли, помогать друг
дружке.
Укрепление защитных сил
организма.
Развивать равновесие, ориентировку в пространстве,
координацию, смелость.
Укрепление защитных сил
организма.
Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору
ние с горки, торможение при спуске,
катание на санках друг друга
по прямой, по кругу с поворотами, с
разной скоростью
скользящим шагом, повороты на месте, подъем на гору «ступающим
шагом» и «полуёлочкой»
Игры на лыжах: «Карусель в лесу»,
«Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Формирование основ здорового образа жизни
Формирование осУкреплять здоровье детей
уточнять представления детей о
нов здорового обра- средствами физического
здоровье, факторах, положительно
за жизни
воспитания, создавать
влияющих на него, правилах безусловия для формирования опасного поведения в двигательной
правильной осанки, сподеятельности (соблюдать очередсобствовать усвоению пра- ность при занятиях с оборудованивил безопасного поведения ем, не толкать товарища, бегать в
в двигательной деятельно- колонне, не обгоняя друг друга и
сти;
другое), способствовать пониманию
закреплять культурнодетьми необходимости занятий фигигиенические навыки и
зической культурой, важности пранавыки самообслуживания, вильного питания, соблюдения гиформируя полезные пригиены, закаливания для сохранения
вычки, приобщая к здорои укрепления здоровья. Формировому образу жизни.
вать первичные представления об
отдельных видах спорта
Активный отдых
Досуги
Приобщать к здоровому
Содержание составляют подвижные
Праздники
образу жизни, воспитывать игры и игровые упражнения, игрыДни здоровья
нравственнозабавы, аттракционы, хороводы, игпатриотические чувства
ры
с
пением,
музыкальноритмические упражнения, импровизацию, танцевальные упражнения,
творческие задания, подвижные игры народов России, в том числе
посвящаются
государственным
праздникам, включать
3.2. Задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,
что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
14
•
•
•
•
•
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам
и правилам;
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития;
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом
образе жизни.
3.3. Интеграция с другими образовательными областями
«Познавательное развитие»
Развитие интереса у детей к физической культуре и спорту.
Развивать личную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.
Формирование первичных представлений о спортивных объектах, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма мяча, материал, размер и т.д.). Развивать представление о социокультурных ценностях нашего народа через историю развития отечественного спорта:
активация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования;
упражнения на ориентировку в пространстве;
подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (например,
имитация поведения животных и т.д.);
построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования);
просмотр и обсуждение познавательных книг, мультфильмов о спорте, спортсменах, о
здоровом образе жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование соответствующих форм поведения, на основании собственного опыта, вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для конкретных условий:
создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств;
побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
проведение подвижных игр, игр-соревнований;
проведение соревнований в д/с.
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и, при выполнении
основных движений, при пользовании спортивным инвентарем:
проведение инструктажа на тему «обеспечение безопасности при использовании
спортивного оборудования», «правила поведения в спортивном зале» и т.д.
тематические досуги по правилам: дорожного движения, поведения в природе и т.д.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Приучать детей
самостоятельно поддерживать порядок в спортивном зале и площадке:
участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;
самообслуживание.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми на тему «физическая культура и
спорт», активизация словарного запаса за счет спортивной терминологии:
15
проговаривание действий и название упражнений;
поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;
обсуждение пользы закаливания и занятий физическими упражнениями;
восприятие литературных произведений с последующим обсуждением;
подвижные (народные) игры с речевым сопровождением;
тематических (по сказкам) игр-соревнований;
проведение соревнований в д/с.
«Художественно-эстетическое развитие»
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления
содержания в области «физическая культура»:
оформление площадки и спортивного зала к праздникам и совместной деятельности;
использование в подвижных играх и упражнениях, изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, султанчики, мишени и т.д.);
построение конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких модулей, спортивного оборудования).
Использование художественных произведений для обогащения содержания области
«физическая культура»:
игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
восприятие литературных произведений с последующим обсуждением на тему «физическая культура и спорт».
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Удовлетворение
потребности в самовыражении:
использование упражнений ритмопластики;
выполнение общеразвивающих движений, основных движений под музыку;
использование музыкально-подвижных игр;
построение занятия на танцевальном материале;
прослушивание песен о спорте.
Развитие эстетических чувств детей:
привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида на занятиях физическими упражнениями (спортивная форма).
3.4.Система образовательной работы с воспитанниками в контексте
реализуемых программ и технологий
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является осуществление деятельности
по физическому развитию детей. Образовательная область «Физическое развитие» дополнена следующими программами и технологиями:
направление «Физическая культура»
Название программы, технологии:
«Физическая культура – дошкольникам» (2001) Автор – Л.Д. Глазырина Цель программы,
технологии:
Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка
во все периоды дошкольного возраста.
Задачи:
Оздоровительного направления – обеспечение качественной работы дошкольных
учреждений по укреплению здоровья детей.
Воспитательного направления – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей.
16
Образовательного направления – обеспечение усвоения систематизированных знаний,
формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Характеристика программы, технологии:
Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного
возраста с помощью нетрадиционных методов обучения. Система занятий ориентирована
на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.
Используемый раздел программы:
I квартал
II квартал
III квартал:
«Встреча осенью» №1
«Разноцветные автомобили»
№3
«Дни недели» №7
«Рядом с ветром» №9
«В осеннем лесу в сентябре»
№10
«Метатели, бросатели» №12
«Осень в детском саду» №24
«Учимся прыгать в длину»
№15
«Поиграем в упражнения»
№18
«Поскачу-поскачу» №21
«Забавные игры сегодня нас
ждут» №25
«Строевые упражнения»
№28
«В городе веселых затей»
№34
«Зимовушка» №39
«На санках» №41
«Снежок – мой дружок»
№42
«Санки, саночки» №64
«Зимние забавы» №50
«Вратарь» №51
«Зимушка-зима, спортивная
пора» №52
«Ура! Мы на лыжах» №55
«Снежные строители» №63
«Футбол на льду» №58
«Встреча с вьюгой» №70
«Волшебный прутик» №73
«Еще не все метели улетели» №74
«Спешит на улицу детвора»
№82
«Мы поедем утром ранним»
№95
«А на дворе апрель» №85
«Нас ждет апрель в лесу»
№93
«Воробьи-прыгуны» №99
«Скакалочка-заставлялочка»
№100
«На месте не стоим, вращаемся и бежим» №101
«Наступил месяц май» №97
Занятие №103
«Соломенная шляпка» №108
«Прыг-скок, отгадай, чей
прыжок» №112
«Классики» №115
Направление «Здоровье»
Название программы, технологии: «Здоровье» (1993) В.Г. Алямовская
Цель программы, технологии:
Комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства Задачи:
укрепление здоровья детей
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности.
создание условий для реализации потребности в ДА
Характеристика программы, технологии:
Целевая программа, рассчитана на все возрастные группы. Направлена на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и
вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа. Предполагает самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания.
Используемый раздел программы:
17
Организация двигательной деятельности (режим двигательной активности) - Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
Методики проведения закаливающих процедур:
босохождение
питьевой режим
полоскание полости рта после еды
сон без маек
игровые дорожки
тепловой режим в группе
рекомендации к одежде
3.5 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагоги определяются в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
3.5.1. Формы основных видов образовательной деятельности
по физической культуре
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Гимнастика: утренняя, после сна, дыхательная, на формирование навыка правильной
осанки и профилактики плоскостопия, ритмопластика, пальчиковая, для глаз
Физкультминутки
Подвижные игры и игровые упражнения, организуемые в помещении и на улице
Спортивные упражнения: катание на санках, самокате
Досуги, организуемые в помещении и на участке
Прогулки-походы
Восприятие литературных произведений на тему «Спорт», «Здоровье»
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Спорт» и «Здоровый образ жизни» в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях
Настольно печатные игры и игры-задания на тему «Спорт»: лото «Спорт» (разные варианты), «Отгадай вид спорта», «Чьи вещи?», «Кто больше?», «Лабиринт», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и т.д.
Организованная образовательная деятельность:
Игровая (на основе подвижных игр)
Сюжетно-игровая
На танцевальном материале
С использованием нестандартного оборудования
Тематическая
Проектная деятельность тематического характера
Самостоятельная деятельность детей:
Разнообразная двигательная деятельность (самостоятельные подвижные игры, игры
на свежем воздухе, игры с элементами спорта, спортивные упражнения)
Совместная деятельность с семьей:
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
индивидуальные и групповые консультации
родительские собрания
оформление информационных стендов
организация фотовыставок
Совместная деятельность
18
привлечение родителей к подготовке атрибутов для упражнений, площадки и зала
для занятий
проведение совместных досугов, занятий
маршрутов выходного дня
3.5.2. Методы и средства, используемые для реализации Программы
Наглядные
Создают зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий (рисунки, фото и др.), имитация (подражание), зрительные
ориентиры (предметы, разметка поля);
наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
Словесные
Помогают ставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывают содержание и структуру движения, активизируют мышление детей, способствуют осознанному выполнению
физических упражнений, активизации идеомоторных актов (перехода представлений о
движении мышц в реальное выполнение этого движения):
объяснения, пояснения, указания;
подача команд, распоряжений, сигналов;
вопросы к детям;
образный сюжетный рассказ, беседа;
словесная инструкция;
Практические
Обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия,
моторные ощущения:
повторение упражнений без изменения и с изменениями;
проведение упражнений в игровой форме;
проведение упражнений в соревновательной форме.
Средства, используемые для реализации Программы
Основное средство – физические упражнения
Оздоровительные силы природной среды (солнце, воздух, вода);
Гигиенические факторы
Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только
от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей.
Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы учитываются субъектные
проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение
к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание
заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы,
адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и
интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
19
3.6 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога
и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, выбираются один или несколько вариантов совместной деятельности:
совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в
роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога.
При организации двигательной деятельности, учитывается опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности. Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
3.7 Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребёнка исследовать, играть, танцевать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия
ребёнка ДОУ как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного
самоощущения.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности.
Для поддержки детской инициативы учитываются следующие условия:
• уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
• организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
• расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития
детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
20
•
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в
ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
• создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и
желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
• поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать
внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело
до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
• внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае
необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась
обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном
случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижения каждого ребёнка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
С четырех-пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность
ребёнка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его
жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Педагог намеренно насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать
и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребёнком. В течение дня педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение
проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребёнка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует развитию самостоятельности и
уверенности в себе. Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы.
Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.
Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности,
поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).
Для поддержки детской инициативы педагог использует ряд способов и приемов.
• Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи,
важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение.
• У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных
задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей,
связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а
также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достиже21
•
•
•
ниях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от
успешных самостоятельных, инициативных действий.
Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания:
поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой
замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности
у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения
задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно
определить замысел, способы и формы его воплощения.
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку
инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности.
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Цель взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
• информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации,
о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
• просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития
и образования детей;
• способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
• построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Взаимодействия с родителями (законными представителями) строится на следующих
принципах: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка 2) открытость 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями).
Взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
• диагностико-аналитическое направление
• просветительское направление
• консультационное направление
22
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Месяц
Организация работы с родителями на учебный год
Направление работы
Просветительская работа
Вовлечение родителей в педагогический процесс
Выступления на родительском собрании,
консультации:
Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ (на общем собрании).
«Особенности физического развития
детей» «Физиологические механизмы оздоровительного воздействия
занятий физическими упражнениями на организм ребенка»
«Особенности психомоторного
развития ребенка 3-4 лет»
Консультация на тему:
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
«Пути активизации двигательной
активности детей с учетом их индивидуальных особенностей» (индивидуально)
«Признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях
ребенка»
«Прогулка – незаменимое средство
в оздоровлении детей»
Консультация на тему:
Совместное занятие «Вместе с мамой
веселей»
«Здоровье детей в наших руках»
«Формирование навыка правильной осанки дома»
«Готовь сани летом»
Консультация на тему:
«Выходной день вместе с семьей –
это здорово»
«Зима, забавы, правила - веселье
должно быть безопасным»
«Надежная наша опора» (профилактика плоскостопия)
Консультация на тему:
Фотовыставка «Зимние забавы»
«Игры на снежной площадке»
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки - субботник
«Безопасная двигательная деятельность дома
Консультация на тему:
Участие родителей в спортивном развлечении посвященного Дню защитника
«Режим двигательной активности
Отечества
дома»
«Развитие мелкой моторики дома»
23
Март
Апрель
Май
Июнь
Семинар-практикум на тему:
«Содержание детско-родительских
игр и парных физических упражнений»
Консультация на тему:
«Мы покупаем велосипед»
Консультация на тему:
«Безопасность дома»
«Ребенок на колесах: беговел, самокат, велосипед, ролики. Безопасность превыше всего!»
Индивидуальные консультации
Консультация на тему:
«Детская площадка на дачном
участке»
Консультация на тему:
«Безопасность на природе»
Советы родителям по обучению детей плаванию
«Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья
Неделя открытых дверей
Оказание помощи в благоустройстве
спортивной площадки – субботник
Помощь в изготовление атрибутов для
проведения подвижных игр с экологическим содержанием
24
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
• признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он
есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие
ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ДОУ, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования
(опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм
и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться);
• учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям
детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной
среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в
которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств
и прочее;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
• совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
• психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
• вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
• формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
• непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОУ, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского
и профессионального сообществ;
• взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
25
•
•
•
востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;
предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.
4.2 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
РППС ДОУ создано как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
РППС соответствует: требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОУ;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
4.3 Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
4.3.1. Материально-техническое оснащение спортивного зала
название
количество(шт.)
стандартное
гимнастические скамейки
6
гимнастическая стенка
4
наклонная доска
3
наклонная лестница
3
канаты
2
мишени напольные вертикальные
2
мишени навесные
1
веревка (2 х 2,5м)
2
«воротики» (h 32-4шт, h 60-4 шт)
7
флажки цветные
30
кегли
24
обручи пластмассовые о 50 см
30
обручи пластмассовые о 70 см
20
обручи пластмассовые о 90 см
6
ленточки 50см на кольце
50
ленточки короткие
25
кубики мягкие
15
гимнастические палки деревянные
19
гимнастические палки пластмассовые
12
мячи резиновые о 20см
24
мячи резиновые о 12см
22
мячи резиновые о 8см (н-40, с-16)
20
мячи пластмассовые
100
26
ориентиры
коврики для выполнения упражнения
магнитофон
СD-диски
тренажеры
Информационно-тренажерная система Тиса
Беговая дорожка
Силовой
Степ
Велотренажер
нестандартное
мячи массажные
мячи «мякиши» о 20см
мячи «мякиши» о 8см
ориентиры «кочки»
ориентиры «листики»
12
26
1
фонотека
1
1
1
1
1
20
10
20
16
20
4.3.2. Материально-техническое оснащение спортивной площадки
название
количество(шт.)
гимнастическое бревно
1
мишень вертикальная
1
спортивный комплекс
2
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение
по направлению «Физическая культура»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое
пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез
Сборник подвижных игр: Методическое пособие/ Автор- составитель
Степаненкова Э.Я. – М.: Мозайка-Синтез
Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. – М.: МозайкаСинтез,2014
С.Ю. Федорова Примерные планы физкультурных занятий с детьми 4-5
лет. - М.: Мозайка-Синтез,2017
Парциальные
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей
программы
Токаева Т.Э. «Будь здоров, дошкольник» (2016)
Технологии и
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина
методические
Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1981.
пособия
М.Н. Попова
Навстречу друг другу. СПб.: ЛОИРО, 2001.
Л.В. Лобынько
Игры-занятия для детей раннего возраста.- Минск: ИВЦ Минфина, 2011
Л.А. Соколова
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
О.Е. Белова
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по
27
Дидактические
игры
Наглядные пособия
программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.
Железнова CD-диски
Т.Э. Токаева Технология физического развития детей 4-5 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017
«Разрезные картинки»
«Соедини линией спортсмена и спортивный инвентарь»
Вкладыши
Лото «Спорт»
Хорошо-плохо
Раскраски
Подбор картинок
Энциклопедия
по направлению «Здоровье»
Комплексная
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обпрограмма и ее
разования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
методическое
Комаровой, М.А. Васильевой
обеспечение
Парциальные
Алямовская В.Г.
программы
Программа «Здоровье»
Технологии и
И. Е. Аверина
методические
Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ
пособия
Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада:
методическое пособие.- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2015
Дидактические
Одень куклу
игры
Полезное, неполезное
Хорошо-плохо
Наглядный маПлакаты, презентации, энциклопедии
териал
4.4. Построение образовательного процесса
В целях обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач на
необходимом и достаточном материале с учетом интеграции образовательных областей
образовательный процесс с детьми 3-7 лет строится на комплексно-тематическом принципе. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает
большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и
избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Каждой теме уделяется одна неделя. Тема отражается в подборе упражнений, игр и
наглядного материала, оформлении зала, тематике досуговой деятельности в области физической культуры.
28
неделя
тема
1
Детский сад
2
Мальчики и девочки. Моя
семья
3
Игрушки.
4
Одежда. Педагогическая
диагностика
1
Посуда. Педагогическая
диагностика
2
Золотая осень
3
Овощи и фрукты
4
Дикие животные.
5
Домашние животные.
1
Мой дом
2
Мой район
3
Транспорт. Неделя безопасности по ПДД
ноябрь
октябрь
сентябрь
месяц
4.4.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Календарно-тематический план для детей 4-5 лет на 2024-2025 учебный год:
задачи
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела (части тела). Развивать представление о
своем внешнем облике. Формировать представления
о гендерных различиях. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей.
Развитие ручной умелости через ОРУ с игрушками,
формирование умения называть свойства предметов
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Через подвижные игры расширять представления о
многообразии кухонной утвари
Расширение представлений детей об осени через
проведение подвижных игр на прогулке с использованием природного материала.
Расширять представления об овощах и фруктах через проведение подвижных игр.
Расширять представления об особенностях поведения лесных зверей и птиц осенью через имитационные и подражательные игры, воспитывать бережное
отношение к природе
Расширять знания детей о домашних животных через имитационные и подражательные игры
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Знакомить с физкультурным оборудованием для игр и занятий. Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать начальные представления о строениях,
улицах, дорогах, тропинках, газонах, скверах и т.п. в
микрорайоне. Расширять знания правил безопасности по дороге в детский сад
Расширять знания детей о видах транспорта через
проведение подвижных игр, о правилах дорожного
движения
29
декабрь
4
Покормите птиц зимой
Формировать представление о птицах, их повадках,
зависимости от человека в зимнее время.
1
Зимушка – Зима
2
Скоро – скоро Новый Год!
3
Новогодние сюрпризы
4
3
Чудеса, фокусы, эксперименты
Ярмарка фольклора.
Народные подвижные игры
Зоопарк
Расширять представления детей о зимних упражнениях на открытом воздухе. Формировать представления о безопасном поведении зимой.
Формирование эмоционально положительного отношения к празднику, желание активно участвовать
в его подготовке.
Продолжать знакомить воспитанников с зимними
играми и упражнениями
Развитие самостоятельности, творчества, формирование выразительности движений.
Расширять представления о многообразии зимних
развлечений и народных подвижных игр
4
Зимние забавы
5
Профессии
1
Мир вокруг нас (бытовое
окружение)
2
Русские народные сказки
3
Защитники Отечества.
4
«При солнышке – тепло,
при матушке – добро».
Масляная неделя
1
Очень – очень я люблю
маму милую мою
2
Весна пришла!
3
Растения
4
Неделя сказок
март
февраль
январь
2
Познакомить детей с животными и птицами через
проведение подвижных игр и подражательных
упражнений.
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
Рассказать детям о профессии инструктора по физической культуре.
Знакомить детей с возможностями использования
знакомых предметов в качестве нетрадиционного
спортивного инвентаря
Знакомить детей с устным народным творчеством
через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
мальчиках стремление быть сильными), знакомить
детей с военными профессиями (моряк, солдат), с
военной техникой. Воспитывать любовь к Родине.
Знакомить детей с русскими народными обычаями
через народные подвижные игры
Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым
близким людям. Расширение гендерных представлений (мужчины должны, уважительно относится к
женщинам)
Расширение знаний детей о весенних изменениях в
природе через подвижные игры, игры с речевым сопровождением, тематические комплексы ору.
Расширять представления детей о растениях через
проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Знакомить детей с устным народным творчеством
через народные подвижные игры с речевым сопровождением, выполнение физкультминуток под чтение потешек, занятия по сказкам
30
1
2
апрель
3
4
5
1
май
2
3
4
1
июнь
2
3
июль
4
1
Неделя здоровья
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать навыки здорового образа жизни. Учить основам безопасности жизнедеятельности через проведение подвижных игр и тематических занятий
Космос
Расширять представления детей о космосе и космических объектах через проведение подвижных игр
Животные и птицы весной Расширять представления детей о животных и птицах через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
Насекомые
Расширять представления детей о насекомых через
Педагогическая диагнопроведение подвижных игр и физкультминуток,
стика
имитационных игр
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Я – человек! ПедагогичеЧерез вовлечение детей в подвижные игры формиская диагностика
ровать чувство общности, значимости каждого ребенка. Расширять и закреплять знания детей о строении своего тела. Развивать представление о своем
внешнем облике. Формировать самооценку
Определить уровень физической подготовленности
детей.
День Победы!
Осуществлять гендерное воспитание (воспитывать в
Педагогическая диагномальчиках стремление быть сильными).
стика
Определить уровень физической подготовленности
детей.
Сады и парки моего райо- Расширять представление о значимости зеленых
на
насаждений для человека через проведение подвижных игр и имитационных упражнений
Жители водоемов.
Расширять представления детей о животном мире
водоемов через проведение подвижных игр и физкультминуток, имитационных игр
С Днем рождения, Петер- Формировать начальные представления о Санктбург!
Петербурге.
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду. Формировать чувство общности,
значимости каждого ребенка для детского сада.
Друзья природы. Неделя
Учить основам взаимодействия с природой через
экологической безопасности проведение подвижных игр и тематических занятий
Мы живем в России
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Лето
Формирование обобщенных представлений о лете
как времени года, явлениях природы через подражательные и имитационные упражнения и игры
Солнце, воздух и вода –
Формировать потребность в соблюдении навыков
наши лучшие друзья!
гигиены и опрятности в повседневной жизни
Неделя дорожной безопасФормировать представления о правилах дорожного
ности.
движения через проведение подвижных игр и тематических занятий
31
август
2
Моя семья
Формировать представления о роли мужчины и
женщины в семье через подражательные и имитационные упражнения и игры
3
Удивительный мир насекомых
4
По морям, по волнам…..
5
Книжкина неделя
1
Лес наше богатство
2
Хочу все знать!
3
Мы в славном городе живем
4
Что нам лето подарило
Формировать представления детей о насекомых через проведение подвижных игр и физкультминуток,
имитационных игр
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека
Продолжать знакомить детей с устным народным
творчеством через совместную деятельность на материале русских народных сказок
Формировать бережное отношение к природе через
проведение подвижных и имитационных игр
Расширять и закреплять знания детей о строении
своего тела. Формировать потребность в занятиях
физическими упражнениями через проведение подвижных игр и физкультминуток
Формировать начальные представления о СанктПетербурге.
Через вовлечение детей в подвижные игры формировать чувство общности, значимости каждого ребенка.
Продолжать знакомить детей с многообразием игр и
развлечений на улице
4.4.2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Организованная образовательная деятельность по физической культуре осуществляется в
форме занятий 2 раза в неделю по 20 минут в зале и 1 раз в неделю на улице, в теплое
время года – на улице.
Учебный план организованной образовательной деятельности по физической культуре в
средней группе на 2024-2025 учебный год представлен в таблице:
Количество занятий в год по месяцам
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
ИТОГО
Итого
в год
сентябрь
Непосредственно- Кол-во
образовательная
часов в
деятельность
неделю
2
8
10
8
8
8
8
8
10
8
8
84
1
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4
42
3
15
15
12
12
9
12
15
12
15
12
126
Расписание занятий в средней группе № 6 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
11.35-11.50
9.25-9.45
(улица)
ПТ
9.25-9.45
32
Расписание занятий в средней группе № 9 представлено в таблице:
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
11.35-11.50
9.25-9.45
9.00-9.20
(улица)
ПТ
4.4.3. Планирование культурно-досуговой деятельности
Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц в зале или на улице продолжительностью
20 минут. В 2024-2025 учебном году физкультурный досуг с детьми средней группы № 6
проводится во 2-й четверг месяца с 16.30 до 16.50, с детьми средней группы № 9 – во 2-ю
пятницу месяца с 16.20 до 16.40
План досуговых мероприятий для детей 4-5 лет на 2024-2025 учебный год:
Тема
«Мальчики и девочки»
«Золотая осень»
«Мой район»
«Скоро-скоро Новый год!»
«Зоопарк»
«Русские народные сказки»
«При солнышке – тепло, при
матушке – добро. Масляная неделя»
«Космос»
«Сады и парки моего района»
«Мы живем в России»
«Моя семья»
«Хочу все знать»
Название досуга
«Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки»
«Подарки осени»
«В доме дружно мы живем»
«Волшебные превращения»
«На прогулку в зоопарк»
«Физкультурные сказки»
«Веселая капель»
Месяц
сентябрь
«Космическое путешествие»
«Полоса препятствий»
«Встанем в дружный хоровод»
«Я, ты, он, она…»
«Нам болезни не страшны»
апрель
май
июнь
июль
август
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
4.5. Календарный план воспитательной работы
Физкультурно-массовая работа с детьми 4-5 лет проводится в целях пропаганды
культуры досуга среди детей, формирования навыков здорового образа жизни ребенка,
социализации обучающихся, формирования образа детского сада как территории здоровья, а также для решения задач физического воспитания.
мероприятие
сроки проведения
место проведения
ответственный
за проведение
«23 февраля. День защитника Отечества»
физкультурномузыкальный праздник
«Здравствуй, лето!»
фольклорный праздник
с 17 по 21
февраля
музыкальный зал дошкольного учреждения
муз руководитель,
инструктор фк,
воспитатели групп
1 июня
Площадка дошкольного
учреждения
«Спортивный калейдоскоп»
физкультурный праздник
24 июня
Площадка дошкольного
учреждения
муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп
муз руководитель,
инструктор фк
воспитатели групп
33